О своих впечатлениях от розового сада Елены Кузьмичёвой и розового леса Ольги Барковской рассказывает главный редактор «Вестника садовода» Александр РЕБРИК.
«Поэты, вам хочется Роз, раздувшихся, дышащих, алых, чтоб лавр их до неба вознёс на стеблях окутав небывалых!» (Артюр Рембо)
Подобно поэтам, о которых пишет Рембо, столь же нетерпеливой, строгой, требовательной в то хмурое июльское утро выглядела и Татьяна Шиканян, известный садовод, ландшафтный дизайнер. Её можно понять. Будучи членом жюри Вестниковского конкурса «Розовый сад-2016», она присмотрела несколько «самых розовых» садов и смогла уговорить их суперскромных хозяек открыть калитки и показать нам свои сокровища. Скажем прямо, Татьяне удалось решить непростую задачу. Но тут вмешалась дурная погода и задержала развитие роз на 10-15 дней. Заезд был назначен на пик цветения, а удручённые хозяйки телеграфируют, что «розы не цветут». Конечно, они хотели сказать, что «розы не цветут так пышно и поголовно, как должны бы в это время цвести», но организатору поездки кажется, что цветущих роз вообще нет. Вот она и хмурится.
А тут ещё над станцией «Аннино», где все мы с утра пораньше собрались, зависло дождевое облако. И едва мы тронулись, оно тоже двинулось в юго-западном направлении...
Розовый сад
Однако стоило нам приехать в розовый сад Елены Кузьмичёвой и хлопнуть калиткой, как дождик прекратился. Когда же нас поприветствовала хозяйка, — выглянуло солнце!
Сад на 12 сотках, ему 6 лет. Над ним развевается знамя Национальной гвардии РФ, свидетельствуя о прямой причастности хозяев к столь доблестным войскам.
Роз всего двести кустов, в том числе 16 штамбов. Четвёртая часть — «остинки», которые начали своё пышное цветение. Цветки крупные, свежие, нежные. А мы боялись!
По команде творца этого светлого дивного сада переходим от куста к кусту, вслушиваясь в ботанические подробности и биографические данные каждого сорта, запоминая особые достоинства.
Вот ‘Queen of Sweden’. Она уже, несмотря на холодное лето, выглядит настоящей королевой. А это ‘Sharifa Asma’, а в «ногах» у неё — ‘Tradescant’… И так о каждом, окружённом её любовью и заботой, розовом растении.
Лена говорила горячо и по существу, солнце светило и, казалось, розы распускались у нас на глазах. Вспоминались прекрасные прошлогодние снимки, которые Кузьмичёва представила на конкурс. (Тем, кто их не видел или подзабыл, рекомендую непременно заглянуть на Розовом форуме «Вестника садовода» в конкурсный альбом lenik). Несколько причитаний по поводу нынешнего «недоцвета» у бойца Нацгвардии всё же проскочило.
Елена посетовала, что особенно заметно отсутствие распустившихся цветков на «штамбах» и на почвопокровных розах.
Сад расположен в низком месте на тяжёлой суглинистой почве. Это приходится учитывать и соответственно действовать. Розы Елена кормит Поконом длительного действия. Делает также баковые смеси с участием крапивы и прочих трав, сорняков и куриного помёта, и (каждую неделю!) проливает по листу. В это сырое лето уже несколько раз обработала сад эпином и цирконом. И надо отметить, что состояние растений отличное, нигде ни пятнышка, никакой тебе тли.
Рассказала Елена и том, как она укрывает розы на зиму, показала используемые приспособления, отметила в частности, «что первый год, ради эксперимента, не обрезала листву у штамбов и почвопокровных роз, результатом довольна». У остальных роз всю листву на зиму обрезает.
Розы Кузьмичёвой окружены не только заботой и вниманием, но и другими растениями. В саду немало деревьев и кустарников — сосны, туи, ели и прочие хвойные, есть тополя, ивы, берёза, осина, декоративные яблони, гортензии, калина, пузыреплодник, скумпия. Благо, что всё это ещё молодое и до поры не создаёт тени, не мешает розам.
Идём по саду, видим представительную композицию из астильб, ещё только мечтающих о цветении. Вот гвоздики, ромашки, дельфиниумы, пионы — «деревенский цветник», как говорит Лена.
В саду растут и дети, которым помимо «красивого» нужно и «полезное», а потому столь весомо в нём представлена и «съедобная» часть — яблони, вишни, чёрная смородина, ежевика, голубика, грядки с земляникой, луком, морковью, зеленью.
Впрочем, хозяйка сочла, что «полезное» не вредно и для взрослых, а потому приготовила для нас всевозможные угощения. Мне особенно понравилось изделие из теста в виде цветка — вкуснейшее, почти без сахара, и простое, по Лениным представлениям, в приготовлении.
Незаметно пролетели три часа и гости, чтобы не надоесть, принялись благодарить и прощаться.
Розовый лес
Так называет свой сад другая победительница прошлогоднего конкурса — Ольга Барковская из Краснознаменска (Bars). Жюри отметило её усыпанный цветами ‘Raubritter’ на штамбе, обратив при этом внимание на то, что розы Ольги процветают на фоне белоствольных берёз и тёмнохвойных елей. В таком окружении, кажется, розы до сих пор не росли.
«И у меня не росли, пока не посадила», — говорит Барковская, мать четверых детей (представляющая, между прочим, космические войска). К розам Ольга пришла давно, растила их десять лет. В 2013 году приобрели новый участок (12 соток), а он в лесу — сосны, берёзы, ели, рябины. У соседей лес ещё гуще. Следовательно, много тени, растения видят солнце по 4-5 часов в день, какие уж тут розы.
— Думала, что обойдусь без роз. Но через год поняла, что не обойдусь-таки, начала экспериментировать». У меня тут только половина растений живут на постоянном месте, остальные — в контейнерах. Для них мы ещё только подыскиваем самое подходящее место. Это процесс...
Ольга — человек правильный. Она и в окружающих её дебрях находит немало плюсов — огромные деревья защищают от солнца и ветров, создают в жаркий день «кружевную полутень» для тех же роз. Радует её, что здесь раздолье для птиц и белок.
К слову, о живности. На веранде за стеклом виднеются две кошки —«Невские маскарадные». Народ заволновался, не представляют ли они опасность для птиц. Оказалось, что не представляют, ибо, подобно многим человекам, не выходят из дому, смотрят телевизор, в курсе всех новостей. Птицы им не интересны.
Идём по саду. Солнца мало, но газоны густые, прилежно скошены, приствольные круги, прямоугольники, ромбики замульчированы конским навозом. Газоны косят еженедельно, на прополку мобилизуется всё дачное население.
Нигде ни намёка на сорную растительность. Растения — сплошь выставочные экземпляры. Как этого удалось добиться в столь сложных условиях?
Ольга рассказывает толково, уверенно. О том, как в почве, пронизанной массой корней огромных деревьев, создаёт условия для произрастания и процветания своих любимцев — огораживает, заменяет почву, удобряет и т. п. Когда высаживает растения в контейнер, то на дно кладёт плёнку, за которую потом можно легко вытащить растение, сохранив при этом земляной ком. Вносит и минеральные удобрения, и жидкие подкормки (и под, и по листу), регуляторы роста (Атоник плюс). «Покону не доверяла, в этом году всё-таки внесла, а он в холодной почве не работает». В борьбе с болезнями и вредителями химию признаёт и постоянно использует почти с космическим размахом. Один раз в три недели достаёт опрыскиватель на аккумуляторе на 16 литров и за полчаса обрабатывает весь сад («и по листу, и поливаю»). «Бывает, увижу, что на розу полез муравей, значит, надо срочно обрабатывать». Чем? — От пилильщика, например, Командором.
Работы много («бордюры стригу весной и во время цветения», «осенью на обрезку листьев роз и крупнолистной гортензии уходит две недели»), значит, нужен хороший инструмент. Предпочтение отдано японскому «Мистеру Лого». Высокую оценку получил полольник «Акапулько».
«Растения покупаю на правильных сайтах», «штамбы беру только с открытой корневой системой, потому что не важны ветки, главное — какие корни».
В садовых работах Ольги отчётливо прослеживается её связь с космосом. Она знает «знаки мокрые и огненные» — они расписаны в Интернете, вот тебе и программа действий, и планы никакие не нужны. Соображаем — «перед полнолунием у меня болит голова, значит и растения переживают стресс, и трогать их не надо», «растущая луна, значит, день листа, поливаем».
Ольга показывает нам свои розы, из которых по-настоящему расцвёл только ‘Chippendale’, рододендроны, любовь к которым предшествовала её розомании. Она их и сейчас любит, а ещё можжевельники, спиреи, ивы, дёрен, клематисы.
Моё внимание привлёк бордюр из низенького самшита, который, как оказалось, благополучно перезимовал под снегом, но безо всякого специального укрытия. Дело в том, что в эту зиму мой 15-летний двухметроворостый самшит, прежде тоже благополучный, будучи хорошо укутанным плотной дерюгой, обмёрз, сохранив признаки жизни только у самого основания куста.
...Вот прошли перед нами два достойнейших человека и созданные ими впечатляющие сады, оба розовые, оба разные. Поражает множество созданных ими прекрасных композиций, внешний вид растений, ухоженность. Как досконально знают Елена и Ольга свои розы! Они относятся к ним как к детям — накормить, обиходить, представить наилучшим образом, дать возможность «раскрыться», показать себя. Сколько труда, сил вкладывается! Надо отметить, что в этом благородным труде активно участвуют мамы, мужья и дети Елены и Ольги. Что ж, труд в цветущем розовом саду делает семью по-настоящему счастливой.
Лена Кузьмичёва призналась как-то, что любит «находиться в своём саду», а расставаясь, спешит вернуться туда. Ольга в обращении к форумчанам пригласила всех в свой розовый лес. Распрощавшись с хозяевами, мы, гости, долго делились впечатлениями от увиденного, признали эти впечатления незабываемыми и единодушно заявили (пусть не покажется это нескромным!) о желании когда-нибудь ещё хотя бы раз вернуться в розовый сад Елены Кузьмичёвой и розовый лес Ольги Барковской.
* * *
Вниманию садоводов-любителей! 26 июля у тех, кто уже успел там побывать, есть возможность вернуться в розовый сад Елены Демьянчук, а у тех, кто ещё не был — открыть для себя это чудо. Елена — великолепный знаток роз, признанный корифей среднеполосного розоводства, сумела расположить на своих 8 сотках свыше 400 сортов роз. И она же на этом не остановилась.
Закономерно, что по итогам конкурса «Вестника садовода» её розовый сад был признан лучшим. В справедливости этого решения вы сможете убедиться, отправившись в поездку вместе с Татьяной Шиканян.
Прочитайте, что пишет о себе и своём саде Елена Демьянчук:
Моему розовому саду 18 лет. Находится он в Дмитровском районе Московской области и занимает площадь с учетом строений 8 соток. В саду растет 450 розовых кустов, многим из которых уже от 5 до 17 лет. Несмотря на это, в саду каждый год появляются новички, которые поселяются на места, где ранее росли однолетние и многолетние цветы.
В 2005 году я для себя окончательно решила, что розы самая благодарная культура и моя любовь к ним растет с каждым годом. Они питают меня энергией жизни, помогают преодолеть трудности и получить полноценный отдых с наслаждением после напряженного трудового дня в офисе.
У меня нет предпочтения к розам какого-то одного оригинатора или питомника по выращиванию роз. Мне очень интересно экспериментировать с новинками разных производителей и с розами разных групп.
Но, пожалуй, особая любовь у меня сложилась с плетистыми розами. Сердце замирает во время цветения плетистых ‘Alchemist’, ‘Barock’, ‘Flammentanz’, ‘Parade’, ‘Antike’, ‘Excelsa’...
Продолжение рассказа и ответы на любые вопросы о жизни роз в Подмосковье можно услышать в саду Елены 26 июля.
Александр РЕБРИК, главный редактор «Вестника садовода»
Подробнее о поездке в сад Елены Демьянчук 26 июля 2017 года