0_IMG_3654Ландшафтный дизайнер и автор увлекательных книг о садах и парках мира Татьяна ШИКАНЯН приглашает в Японию, в Храм мхов... Фото автора.

 

 

 

 

Попасть в самый знаменитый сад мхов, расположенный в бывшей столице Японии Киото, непросто. Наплыв туристов грозил катастрофическими последствиями, и в 1977 г. его закрыли для широкой публики. 

Сейчас посетить сад можно только в составе небольшой группы, по предварительной записи (примерно за месяц), за приличные деньги (около 30 евро).

Чтобы получить возможность увидеть сад, посетитель должен от руки переписать сутры. В помещении стоят низкие столики, на них коробочки с водой, тут же длинный тонкий брусочек чёрной туши, кисточка на фарфоровой подставке. Трое монахов под бой барабанов стоя поют буддистские молитвы. Мелодия ритмичная и на удивление бодрая, силы пробуждаются. Вы становитесь на колени, садитесь на пятки и более часа работаете кистью. Кстати, обводить иероглифы мне понравилось, только ноги с непривычки затекают, да и тушью перемазалась. Так хитроумно и вежливо японцы защищают своё национальное достояние от праздного любопытства тех, кто не способен даже на такие жертвы.

1_IMG_3641 Ворота в сад мхов.

Сад мхов (Кокэдэра), площадью 1,7 га, разбитый у дзэнского храма Сайходзи — один из старейших. Как райский сад его основал священник Гиоки ещё в VIII веке. Затем в 1339 г. он был перепланирован в соответствии с канонами дзэн признанным садовником Мусо Сосэки. Его творческим кредо было: «десять видов — десять мест». Он выбирал в саду десять мест, с которых можно было любоваться совершенно разными видами. В 1994 г. Кокэдэра внесён в список ЮНЕСКО.

Сад мхов находится восточнее храма, в нижнем ярусе сада, вокруг «Золотого Пруда», которому Мусо придал очертания китайского иероглифа «сердце». В пруду три райских острова, к которым плывут корабли, представленные небольшими скалами-островками. Планировка сада была продумана таким образом, чтобы любоваться им во время лодочных и пеших прогулок.

Специалисты утверждают, что вокруг пруда произрастает около 120 видов мха. Главные среди них — тёмно-зелёный кукушкин лён (Polytrichum) и бледный жёлто-зелёный леукобрий (Leucobryum).

2_IMG_3628       Жаль, недоступны лодочные прогулки.

Кстати, считается, что именно тут впервые появились стриженые кустарники.

3_IMG_3650 Стриженые рододендроны.

Как и в других уникальных японских садах, здесь организованы специальные дорожки, по которым ходят посетители, разглядывая нежно-изумрудные, тёмно-зелёные, буроватые моховые ковры.

4_IMG_3612              В саду организованы специальные дорожки, по которым могут ходить посетители.

Бархатом мха покрыты не только старые камни, но и стволы деревьев, и пространство между ними, и пни, и многочисленные мостики, ведущие к островам.

5_IMG_3636 

6_IMG_3632  Деревья, вода, мхи — идиллия.

Сумрачный лес прекрасен в любую погоду. Для создания густой тени деревья и кустарники не обрезают, но садовникам скучать не приходится: осенью аккуратно мягким веником сметают листву, а прополкам нет конца.
Свет, просачиваясь сквозь листву, чуть подсвечивает мхи и мерцает в воде. Жаль, что осенью, «в пору прекрасную», когда пламя клёнов нарушит монохромность сада, меня здесь не будет.

7_IMG_3626          Мхи отличаются оттенками зелени.

Храм с садом не раз горели и страдали от наводнений, но их восстанавливали. Долгое время считали, что мох всегда был главным героем сада, что именно Кокуси осмыслил и раскрыл его разнообразные эстетические возможности. Сейчас же появление мхов в этом саду относят к более позднему периоду, эпохе Мэйдзи (1860—1912), когда храм бедствовал и белые пески, покрывавшие острова и берега сада, заросли мхом. Как полагают, мхи пришли сюда сами, ещё раз доказав, что лучший садоустроитель всё-таки природа. Да, и трудно судить о точности авторского замысла применительно к садовому искусству. Ведь сад — живой организм. Растения в нём живут, меняют форму, стареют и умирают, и появляются вновь.

8_IMG_3642     Мховые торосы.

Неподготовленному человеку, не буддисту сложно проникнуться религиозными идеями, вложенными Мусо Сосэки в планировку сада, но красота пейзажей понятна любому, она завораживает и переносит в волшебную сказку. И не только меня. Так было всегда, например, сёгун Асикара Ёсимаса, восхищаясь этим садом, бывал в нём ежегодно весной и осенью и весьма сожалел, что он недоступен его матери. Тогда женщинам не разрешалось посещать буддистские храмы. Пришлось сёгуну создавать сад мха в своей резиденции (храме Серебряного павильона).

Сопровождавшая нашу группу садовых дизайнеров киевлянка Елена, сейчас аспирантка Киотского университета, где пишет диссертацию на тему «Эволюция красоты» рассказала легенду: «На земле мы, грешные, видим облака на небе, а обитателям буддисткого рая с небес видна изнанка облаков, это и есть мох, а корни деревьев в нём, это спины драконов, летающих в облаках. Сад мхов — это то, что видят праведники с райских небес».

9_IMG_3639                                     Каменная дорожка кажется бесконечной.

Татьяна ШИКАНЯН, г. Москва.

Фото автора.

Опубликовано в Вестнике садовода, №4 (28). 

В начале ноября в Москве, в «Аптекарском огороде» открылась выставка мхов и лишайников, которая продлится до конца 2016 года. Не пропустите! Подробнее о выставке 

Вернуться в рубрику Садовые путешествия, поездки