В защиту здравого смысла или о праве борщевика жить
Александр РЕБРИК, главный редактор «Вестник садовода»
Обременённая мыслями обо всём хорошем и заботой о жителях столицы, Мосгордума ужесточила драконовский закон 2017 года против борщевика, увеличив штрафы «за неудаление с земельных участков».
А ведь «борщевик» слово вкусное. И само это зонтичное растение замечательное, полезное, красивое, впечатляющее. Недаром Карл Линней назвал его Heracleum в честь Геракла. Наш доморощенный борщевик сибирский — скромный, съедобный. Народ говорил: «Был бы борщевик да сныть — и без хлеба сыты будем».
Завезли в начале 1950-х годов с Кавказа борщевик Сосновского — мощное растение до 2-х метров высотой. Сеяли его, косили, силосовали и скот кормили. Косили и он не цвёл, семян не давал, вёл себя прилично. Перестали косить, забросили поля, вот борщевик и зацвёл (цветёт он на втором году жизни), и пошёл распространяться по полям, буеракам, вдоль дорог и по прочим бросовым неухоженным пространствам, благо их у нас достаточно. Так люди превратили его в своего недруга.
Даже в города явился, даже в Москву, где дворников, охранников и депутатов больше, чем жителей. Тут его никто не ждал, не приветствовал, но и не трогал, дал разрастись, чтобы потом объявить ему войну. Вот сейчас, спустя три года со времени принятия антиборщевичного Закона обсуждали ситуацию, говорили о достижениях, считали полученные от штрафов деньги, проклинали Гераклеум. Не проще ли было, разъехаться по своим округам, мобилизовать службы и за неделю очистить территорию города. Только и делов. Нет же, навести элементарный порядок не можем, так находим очередного врага, объявляем освободительную от борщевиков войну, проклинаем их, пугаем народ, пишем бумаги, изводим деньги. Борщевику о вашем законе ничего не известно. Как рос, так и будет расти, пока его не выполют.
Опасен не борщевик, а человек. Скоси вовремя, выкопай с корнем и не будет его. Одиночные, случайные растения, появившиеся на сельских огородах и дачных участках ликвидировать несложно. На борьбу с ним потребуется не больше получаса — одеть перчатки, выкопать с корнем и отправить в компост. Труднее на больших пространствах, где борщевик буянил много лет и рассеял множество семян, которые будут всходить ещё не один год. Там надо будет просто скашивать растения в начале и конце лета, пока они не изведутся. Этот процесс можно ускорить, применив гербициды. Не объявлять растение вне закона, а работать прилежно и постоянно, учить людей, прежде всего детей, уму-разуму. Рассказать о растении, показать этот борщевик, объяснить в чём польза от него и какой может быть вред, и разумному достаточно.
В статье одного почитаемого мною за другие заслуги автора прочитал: «пришелец с Кавказа борщевик Сосновского заслужил справедливую ненависть». Категорически не согласен. Как можно ненавидеть ни в чём неповинное растение, якобы, создание Божье? В отличие от крикунов борщевик и биомассу производит, и кислород. Виноваты только люди, да и тех за это грех ненавидеть.
На свете есть множество ядовитых растений. Вон у меня под окном весь в красных плодах большущий тис ягодный, рядом краснеет волчеягодник. Красивые, хоть и ядовитые. Все у нас и дети, и взрослые это знают и ничего страшного не происходит. Если Думе и дальше нечем будет заняться, то после борщевика она и их запретит, потом сорняки пойдут — осот, сныть, пырей. У нас ведь уже сидят «за решёткой» такие полезные растения, как мак и конопля. А всё от того, что есть на свете неадекватные люди — наркоманы. Посмотрите, сколько людей гибнет на дорогах. Разбираться надо с теми, кто за рулём и пешеходами. Если же рассуждать, как думские деятели, то проклясть и запретить следует автомобиль.
Свободу борщевику! Вернём ему доброе имя, попросим его удалиться с тех мест, где он мешает, пусть себе живёт в горах по месту прописки, да ещё в ботанических садах в одном экземпляре.
Ещё о борщевике здесь.