Александр РЕБРИК, главный редактор «Вестника садовода».
15 февраля в Аптекарском огороде состоялось сразу два достойных нашего внимания события. Во-первых, «Репетиция весны», т. е. открылась роскошная выставка в Рассадной оранжерее с тысячами цветущих тюльпанов, нарциссов, крокусов, ландышей, персиков, сирени и прочих красивых и полезных растений, которые в природе расцветут только через два-три месяца. Тот, кто не посетит, будет неправ, вместо перехода в весну, останется прозябать в хмуром феврале. Во-вторых. Там же и тогда же на своё очередное заседание собрался Московский клуб виноградарей. Он встречает очередную годовщину создания и переходит из младенческого возраста в юный, готовится к расцвету.
Заслушали несколько сообщений по итогам прошлого сезона. Н. А. Свивальнева доложила, как набирали сахар её «технари» — ‘Кристалл’ —17,5, ‘Бьянка’ — 18,5, ‘ВИКАМ’ — 18, ‘Солярис’ — 25-26. Как она делала красивое оранжевое сухое вино. Как прекрасно организуют дегустации в Орле.
А. Н. Квасов рассказал, что к виноградарству он пришёл не сразу, как большинство, а начал с виноделия 6 лет назад, работал с молдавским виноматериалом, а теперь уже получает своё вино из своего сырья. Считает, что в наших условиях растёт отличный виноград, из которого можно делать достойное белое вино. Подходящие красные сорта ещё только подбирает.
Н. Н. Сидорцов обратил внимание всех на сортотипы ‘Мукузани’, которые, невзирая на своё очень грузинское происхождение, растут и дают вполне приличные урожаи в Подмосковье.
У Дмитрия Широкова 50 сортов, поровну столовых и технических. Оказывается, ‘Шенен Блан’ дал две сигналки, а ‘Шабреву’ вполне освоился на станции Барыбино. Затем в сообщении Дмитрия последовали ‘Восторги’ по поводу 'Красотки’, ‘Сомерсета Сидлиса' и ‘Цимлянского чёрного’..
С докладом о новых сортах «амурцев» для Подмосковья выступил большой знаток, поклонник и страстный пропагандист амурского винограда Евгений Михайлович Родимин, теперь уже и как успешный селекционер.
Он рассказал, как открыл для себя в Уссурийской тайге это чудо, как сеял, отбирал самые достойные формы. Стремился к тому, чтобы «виноград зимовал, не болел, давал крупные и вкусные плоды». 20 лет он «сеял по лесам и выбирал лучшие ягоды, отбирал лучшие формы». Есть такие, что дают 75% сока. Взял, например, ‘Таёжный’ и ‘Сомерсет Сидлис’ и получил ‘Северный стойкий’. ‘Амурский сладкий’ набирает до 30% сахара, а сверхранний ‘Северный стандарт’ — лишь 18-20%. У ‘Кишмиша Московского’ грозди до 250 граммов, ягоды — 2 г., сок — 77%. Тёмно-синий мускат ‘Северная Пальмира’ уже даёт 9 кг ягод с куста. Появились «сигналки» на ‘Рубине Московском’ — грозди по 90-100 г.
‘Северный стойкий’. Урожай с четырёхлетнего куста.
‘Кишмиш Московский’ и ‘Рубин Московский’.
Внимательно и благодарно выслушал я увлечённого виноградаря. Как здорово, что есть такие люди, что есть такая дивная культура, которая нас воодушевляет и связывает, что прибавляется хороших сортов, с вкусными плодами, стойких, неприхотливых, которые без особых заморочек можно вырастить практически на каждом подмосковном участке. Кажется, сбывается то, о чём мечтал великий Мичурин — бери, сажай, расти и радуйся. Но нет же, не берут, и не сажают. Сколько у нас за пять лет прибавилось в клубе? — Два десятка человек. Сколько пришло хотя бы посмотреть на выставку винограда? — Две сотни, может три, и то, в основном, зеваки. Было что показать, да некому. Население радуется только фестивалям, фейерверкам, чемпионатам. Миллионы телепузиков соучаствуют в «погроме» Украины и «полоскании белья» тусклых «звёзд», им не до винограда. Когда и кто надоумит их, наконец, что мало объявить себя носителями «высоких и вечных ценностей», надо бы начать жизнь на них строить.
И ещё одна малая дума о высоком. Увидел фотографию, на которой амурский виноград Евгения Михайловича «оседлал» высоченную ель.
Такое видел я в тайге под Спасском-Дальним, то же самое проделал мой амурец, взобравшись на соседскую липу. Так было в Древнем Риме, где не азиатский, а европейский виноград выращивали, отправляя лозу на вязы. А как снимать этот урожай? Перекопал Рим вдоль и поперёк, но о технологии такой уборки ничего не нашёл. У себя я что-то достаю, а затем жду, когда часть остального упадёт по нашу сторону забора. Но это частный случай, а если народ проснётся и повсюду насажает винограду, то он нас строго спросит: «Как достать?»
А что мы ему скажем? Что он кислый?
Вернуться в раздел За Россию виноградную!