0horovodКонкурс под таким названием  был проведен активом поселения совместно с сельским клубом деревни Жуковка. В нём участвовали деревенские жители Барвихи, Жуковки, Усово, Шульгино.

 

 

 

 

«Евросады» за высокими заборами у дворцов и замков остались вне конкурса. Нам была интересна народная садовая самодеятельность, выражающая представления сельчан о красоте, о рае.

Сад человека — это зеркало, в котором он сам отражается. Один за другим представали и раскрывались сады и люди. В них столько же похожего, сколько и разного. Люди — золото, сады — серебро. Люди «дыханьем вольным» пьют «и жизнь, и бодрость, и покой» (И. В. Гёте). Они любят растения, даже «разговаривают» с ними, стараются, трудятся, проявляя и умение, и фантазию, научаются, им нравится работать в саду.
Но садовые мечты и желания опережают их возможности — не хватает места для новых растений, а растениям солнца, садоводам знаний, навыков, информации, средств, сил и времени. Тем не менее…
Общение с участниками «Хоровода» и знакомство с их садами для меня, как праздник. Не ожидал, что люди так активно откликнутся на предложение «похороводить», с такой готовностью откроют свои сады для осмотра, поделятся опытом, расскажут свои садовые истории.

1_horovod  2_horovod

3_horovod  4_horovod

Поразило меня и то, как благодарны были они за интерес, проявленный к ним и к сотворённому ими, за добрые слова в их адрес. «Мне до сих пор никто никогда за сад спасибо не сказал», — огорчённо сказала одна из участниц. Жаль, что не всегда близкие (мужья, жены, дети, внуки) разделяют увлечение садовода, а если и помогают, то лишь из любезности или по настоянию. Конечно, трудится, творит человек не за похвалу, а прежде всего потому, что не может без этого. Но ему приятно, когда другие люди замечают, интересуются, ценят и хвалят. И этим «другим», близким и далёким следовало бы быть внимательнее к творцам и воздавать им по справедливости.

Началось с того, что 29 августа, когда мы начали осмотр садов, садоводы-любители деревни Шульгино отмечали 270-летие Иоганна Вольфганга Гёте, которое остальное прогрессивное человечество, похоже, и не заметило. Я понимаю, если бы Институт мировой литературы РАН провёл конференцию, посвящённую этой дате, а тут Шульгино суетится, да ещё, как оказалось, библиотека в Урус-Мартане в Чечне вспомнила о годовщине «величайшего немца». Это след того великого, что было заложено в советском проекте. Им и людьми этими должно гордиться.

Деревенские сады, как правило, небольшие, порою совсем маленькие, многие из них находятся в тени или полутени высоченных сосен и лип, зажаты своими и чужими оградами. В них преимущественно царит давний милый деревенский стиль, хотя отступлений от него и уступок моде вчерашней довольно, есть даже заимствования из евродизайна, не самые удачные. Жюри, подобно садоводу-любителю, третьему президенту США Томасу Джефферсону (1743-1826), считало, что в вопросах стиля садов можно «плыть по течению» и не стоять «твёрдо, как скала».

Большинство садов представляют собой весьма произвольно составленное собрание цветов, декоративных деревьев и кустарников, плодовых и овощных культур. Часто видишь интересные и эффектные композиции, красиво оформленный вход, замечательный водоём, а гармонии в саду нет. Просчёты нередко вызваны тем, что автор смутно представлял, каким будет то или иное растение, когда оно вырастет, и про него не скажешь словами из «Фауста» — «Сажая деревце, садовник уже знает, какой цветок и плод с него получит он». Нередко жюри, подобно «подруге» Гёте из его стихотворения «Метаморфоза растений», бывали смущены «смешеньем тысячекратным этих, заполнивших сад, густо растущих цветов». Но нас вдохновляли ухоженные, заботливо взращённые, с ранней весны до поздней осени цветущие и благоухающие сады и садики. Судейство было строгим, но справедливым.

Самой яркой признана клумба библиотекаря Веры Павловны Немтиновой, той самой, которая напомнила своим землякам о творце «Фауста», «Страданий юного Вертера», «Учения о цвете» и многих других шедевров. Из Гёте она твёрдо усвоила, что «краски вызывают в людях большую радость». В её цветнике преобладают жёлтые бархатцы, а этот цвет обладает «светлой природой» и отличается «ясностью, весёлостью и мягкой прелестью». «Тепло и блаженство» даёт глазу, присутствующий там также красно-жёлтый цвет. «Жёлтый требует красно-синий», как считает Гёте, и Вера Павловна сажает к бархатцам красные и розовые циннии. Получается гармоничное сочетание, «возбуждающее и яркое».

5_horovod В саду Немтиновой В.П.

Самое непрерывное цветение и самое большое разнообразие растений (больше ста!) отмечено в садике на 4-х сотках Тамары Максимовны Плешаковой. Кроме того, Тамара Максимовна много-много лет дружит с калифорнийскими червями, которых поначалу, как рекомендовалось, она собирала и на зиму заносила в подвал. Её калифорнийцы уже «обрусели», закалились и зимуют теперь на дворе.

6_horovod  В саду Плешаковой Т.М.

В столь же тесном единении с природой давно живёт и трудится Александра Сергеевна Козлова. Задолго до того, как до России дошла такая новация, как ремизы с домиками для насекомых и прочими «уступками» природе, она делит свой сад со всевозможными живыми существами. Для птиц у неё несколько кормушек, а ещё два десятка специально посеянных подсолнухов, которые так любят клевать воробьи. Есть кормушка для ежей, а белкам она даже летом каждый день кладёт пять орешков.

7_horovod

Отмечены «самые красивые» — гортензии, клематис, подсолнух, георгин, циннии, астра. Примечательно, что лучшие астры оказались у Надежды Ивановны Соколовской, за которой замечена тяга к звёздам. В её саду мы обнаружили оригинальный арт-объект — пирамиду.

Это дело рук её сына, который соорудил пирамиду по всем правилам. «В начале, — рассказывает Надежда Ивановна, — мы забирались туда и подолгу сидели там, потому как считалось, что это очень полезно для позвоночника, кровеносных сосудов, суставов». «И помогало?», — спрашиваем. Ответ: «Нам казалось». — «А сейчас сидите?» — «Нет». — «Почему?» — «Потому, что не кажется. Посадили там помидоры, может им покажется».

8_horovod  9_horovod

Зелёными пирамидами выглядят полувековые туи в саду Л. А. Крошкиной, получившей приз за самую богатую коллекцию хвойных растений. Всяческих похвал и призов заслужили садовые дорожки Г. С. Чебыкиной, вертикальное оформление фасада дома Л. А. Хряповой, входной зоны В. П. Якимовой, уникальная коллекция лилий и лилейников О. В. Михеевой, водные затеи В. И. Сташенкова, рябиновый лабиринт А. В. Ионина. В богато населённом цветами и деревьями саду И. В. Бутовой необыкновенным урожаем выделилась рябина обыкновенная.

10_horovod  11_horovod

12_horovod

Великолепный розарий с десятками сортов роз мы увидели у Сергея Викторовича Якимова. Цветы пышные, кусты ухоженные — диво и благодать.

13_horovod

Чтобы уберечь эту красоту зимой от морозов, а летом от ливней, установлены можно сказать капитальные приспособления, которые розы надёжно сохраняют, но обозревать их здорово мешают. Такое вот диалектическое противоречие, над которым бьётся сейчас пытливый ум хозяина.

14_horovod

Приятно поразило, как трепетно Сергей Викторович относится к растениям, как основательно знает он розы, сорта и тенденции в розоводстве. Он, кстати, часто заходит на Розовый форум «Вестника садовода» и с уважением говорит о его ведущем Алексее Степанове.

В солнечную субботу, ровно посередине сентября, участники «Хоровода» из Барвихи, Жуковки, Усово и Шульгино собрались в клубе, чтобы подвести итоги, ближе познакомиться друг с другом, обменяться опытом, телефонами и посадочным материалом. Вопросом к залу: «Любите ли вы цветы?» — встречу открыл заведующий клубом, он же член жюри Валерий Павлович Ковалевский в цветастой донельзя рубахе. В благодарность за правильный ответ, он исполнил песню «Последние цветы» и перешёл к награждениям и выступлениям. Народ смотрел слайд-шоу, смонтированное членом жюри Мариной Александровной Никифоровой, а это более пятисот снимков, сделанных в садах, живо обсуждал увиденное, а затем получал дипломы, подарки, благодарил и клялся, что непременно будет участвовать в следующем конкурсе, ещё и других подтянет.

Меж тем, больше всего благодарностей от участников конкурса заслуженно получил местный депутат, житель деревни Барвиха Александр Николаевич Макаров — инициатор «Хоровода», мотор и душа, автор и продюсер праздника.

15_horovod

Валерий Ковалевский знакомится с садом А. Н. Макарова.

Не так часто то, что называется словом «мероприятие», получает такой душевный отклик людей. Тепло и уместно прозвучали «Ландыши» — «весёлого мая привет», «Когда цвели сады» «один раз в год», «Ягода-малина», что «сладкой была». Наслушались речей и песен, наговорились и чаю напились, расходились, а Валерий распевал солоухинское про «три черёмуховых дня — три дня цветения души».

16horovod

Цветёт вербейник точечный.

Александр РЕБРИК, главный редактор «Вестника садовода».