Конкурс под таким названием был проведен активом поселения совместно с сельским клубом деревни Жуковка. В нём участвовали деревенские жители Барвихи, Жуковки, Усово, Шульгино.
«Евросады» за высокими заборами у дворцов и замков остались вне конкурса. Нам была интересна народная садовая самодеятельность, выражающая представления сельчан о красоте, о рае.
Сад человека — это зеркало, в котором он сам отражается. Один за другим представали и раскрывались сады и люди. В них столько же похожего, сколько и разного. Люди — золото, сады — серебро. Люди «дыханьем вольным» пьют «и жизнь, и бодрость, и покой» (И. В. Гёте). Они любят растения, даже «разговаривают» с ними, стараются, трудятся, проявляя и умение, и фантазию, научаются, им нравится работать в саду.
Но садовые мечты и желания опережают их возможности — не хватает места для новых растений, а растениям солнца, садоводам знаний, навыков, информации, средств, сил и времени. Тем не менее…
Общение с участниками «Хоровода» и знакомство с их садами для меня, как праздник. Не ожидал, что люди так активно откликнутся на предложение «похороводить», с такой готовностью откроют свои сады для осмотра, поделятся опытом, расскажут свои садовые истории.
Поразило меня и то, как благодарны были они за интерес, проявленный к ним и к сотворённому ими, за добрые слова в их адрес. «Мне до сих пор никто никогда за сад спасибо не сказал», — огорчённо сказала одна из участниц. Жаль, что не всегда близкие (мужья, жены, дети, внуки) разделяют увлечение садовода, а если и помогают, то лишь из любезности или по настоянию. Конечно, трудится, творит человек не за похвалу, а прежде всего потому, что не может без этого. Но ему приятно, когда другие люди замечают, интересуются, ценят и хвалят. И этим «другим», близким и далёким следовало бы быть внимательнее к творцам и воздавать им по справедливости.
Началось с того, что 29 августа, когда мы начали осмотр садов, садоводы-любители деревни Шульгино отмечали 270-летие Иоганна Вольфганга Гёте, которое остальное прогрессивное человечество, похоже, и не заметило. Я понимаю, если бы Институт мировой литературы РАН провёл конференцию, посвящённую этой дате, а тут Шульгино суетится, да ещё, как оказалось, библиотека в Урус-Мартане в Чечне вспомнила о годовщине «величайшего немца». Это след того великого, что было заложено в советском проекте. Им и людьми этими должно гордиться.
Деревенские сады, как правило, небольшие, порою совсем маленькие, многие из них находятся в тени или полутени высоченных сосен и лип, зажаты своими и чужими оградами. В них преимущественно царит давний милый деревенский стиль, хотя отступлений от него и уступок моде вчерашней довольно, есть даже заимствования из евродизайна, не самые удачные. Жюри, подобно садоводу-любителю, третьему президенту США Томасу Джефферсону (1743-1826), считало, что в вопросах стиля садов можно «плыть по течению» и не стоять «твёрдо, как скала».
Большинство садов представляют собой весьма произвольно составленное собрание цветов, декоративных деревьев и кустарников, плодовых и овощных культур. Часто видишь интересные и эффектные композиции, красиво оформленный вход, замечательный водоём, а гармонии в саду нет. Просчёты нередко вызваны тем, что автор смутно представлял, каким будет то или иное растение, когда оно вырастет, и про него не скажешь словами из «Фауста» — «Сажая деревце, садовник уже знает, какой цветок и плод с него получит он». Нередко жюри, подобно «подруге» Гёте из его стихотворения «Метаморфоза растений», бывали смущены «смешеньем тысячекратным этих, заполнивших сад, густо растущих цветов». Но нас вдохновляли ухоженные, заботливо взращённые, с ранней весны до поздней осени цветущие и благоухающие сады и садики. Судейство было строгим, но справедливым.
Самой яркой признана клумба библиотекаря Веры Павловны Немтиновой, той самой, которая напомнила своим землякам о творце «Фауста», «Страданий юного Вертера», «Учения о цвете» и многих других шедевров. Из Гёте она твёрдо усвоила, что «краски вызывают в людях большую радость». В её цветнике преобладают жёлтые бархатцы, а этот цвет обладает «светлой природой» и отличается «ясностью, весёлостью и мягкой прелестью». «Тепло и блаженство» даёт глазу, присутствующий там также красно-жёлтый цвет. «Жёлтый требует красно-синий», как считает Гёте, и Вера Павловна сажает к бархатцам красные и розовые циннии. Получается гармоничное сочетание, «возбуждающее и яркое».
В саду Немтиновой В.П.
Самое непрерывное цветение и самое большое разнообразие растений (больше ста!) отмечено в садике на 4-х сотках Тамары Максимовны Плешаковой. Кроме того, Тамара Максимовна много-много лет дружит с калифорнийскими червями, которых поначалу, как рекомендовалось, она собирала и на зиму заносила в подвал. Её калифорнийцы уже «обрусели», закалились и зимуют теперь на дворе.
В саду Плешаковой Т.М.
В столь же тесном единении с природой давно живёт и трудится Александра Сергеевна Козлова. Задолго до того, как до России дошла такая новация, как ремизы с домиками для насекомых и прочими «уступками» природе, она делит свой сад со всевозможными живыми существами. Для птиц у неё несколько кормушек, а ещё два десятка специально посеянных подсолнухов, которые так любят клевать воробьи. Есть кормушка для ежей, а белкам она даже летом каждый день кладёт пять орешков.
Отмечены «самые красивые» — гортензии, клематис, подсолнух, георгин, циннии, астра. Примечательно, что лучшие астры оказались у Надежды Ивановны Соколовской, за которой замечена тяга к звёздам. В её саду мы обнаружили оригинальный арт-объект — пирамиду.
Это дело рук её сына, который соорудил пирамиду по всем правилам. «В начале, — рассказывает Надежда Ивановна, — мы забирались туда и подолгу сидели там, потому как считалось, что это очень полезно для позвоночника, кровеносных сосудов, суставов». «И помогало?», — спрашиваем. Ответ: «Нам казалось». — «А сейчас сидите?» — «Нет». — «Почему?» — «Потому, что не кажется. Посадили там помидоры, может им покажется».
Зелёными пирамидами выглядят полувековые туи в саду Л. А. Крошкиной, получившей приз за самую богатую коллекцию хвойных растений. Всяческих похвал и призов заслужили садовые дорожки Г. С. Чебыкиной, вертикальное оформление фасада дома Л. А. Хряповой, входной зоны В. П. Якимовой, уникальная коллекция лилий и лилейников О. В. Михеевой, водные затеи В. И. Сташенкова, рябиновый лабиринт А. В. Ионина. В богато населённом цветами и деревьями саду И. В. Бутовой необыкновенным урожаем выделилась рябина обыкновенная.
Великолепный розарий с десятками сортов роз мы увидели у Сергея Викторовича Якимова. Цветы пышные, кусты ухоженные — диво и благодать.
Чтобы уберечь эту красоту зимой от морозов, а летом от ливней, установлены можно сказать капитальные приспособления, которые розы надёжно сохраняют, но обозревать их здорово мешают. Такое вот диалектическое противоречие, над которым бьётся сейчас пытливый ум хозяина.
Приятно поразило, как трепетно Сергей Викторович относится к растениям, как основательно знает он розы, сорта и тенденции в розоводстве. Он, кстати, часто заходит на Розовый форум «Вестника садовода» и с уважением говорит о его ведущем Алексее Степанове.
В солнечную субботу, ровно посередине сентября, участники «Хоровода» из Барвихи, Жуковки, Усово и Шульгино собрались в клубе, чтобы подвести итоги, ближе познакомиться друг с другом, обменяться опытом, телефонами и посадочным материалом. Вопросом к залу: «Любите ли вы цветы?» — встречу открыл заведующий клубом, он же член жюри Валерий Павлович Ковалевский в цветастой донельзя рубахе. В благодарность за правильный ответ, он исполнил песню «Последние цветы» и перешёл к награждениям и выступлениям. Народ смотрел слайд-шоу, смонтированное членом жюри Мариной Александровной Никифоровой, а это более пятисот снимков, сделанных в садах, живо обсуждал увиденное, а затем получал дипломы, подарки, благодарил и клялся, что непременно будет участвовать в следующем конкурсе, ещё и других подтянет.
Меж тем, больше всего благодарностей от участников конкурса заслуженно получил местный депутат, житель деревни Барвиха Александр Николаевич Макаров — инициатор «Хоровода», мотор и душа, автор и продюсер праздника.
Валерий Ковалевский знакомится с садом А. Н. Макарова.
Не так часто то, что называется словом «мероприятие», получает такой душевный отклик людей. Тепло и уместно прозвучали «Ландыши» — «весёлого мая привет», «Когда цвели сады» «один раз в год», «Ягода-малина», что «сладкой была». Наслушались речей и песен, наговорились и чаю напились, расходились, а Валерий распевал солоухинское про «три черёмуховых дня — три дня цветения души».
Цветёт вербейник точечный.
Александр РЕБРИК, главный редактор «Вестника садовода».