9 МАРТА. В ПОИСКАХ ПРАВДЫ

fadВо всём виновата дешёвая пресса. В данном случае, совсем бесплатная газетёнка «Метро», бросающая тень на лучший в мире метрополитен и на вчерашний праздник. В ней некая «колумнесса» учит жить и чувствовать, делится «радостью», что всего за 5 тысяч рублей попала с мужем на концерт некоего Шнура, «хотели ещё в декабре хором попеть матом», но перед Рождеством «цены зашкаливали — 50 тысяч за четверых».

Отбесившись и отпев «свою мать», потратившись, героиня направляется «на молебен перед мощами святой Мотроны Московской». Так как «тут никаких денег не жалко», то «обошлось по-божески»: 80 рублей на свечечки, 50 — на восстановление иконы и 20 — нищим. Здесь только цифры. Морали в этой басне нет.

Дешёвая пресса не обязательно пошлая. Уважаемое издательство «Амфора» (СПб) запустило в 2016 году серию редких ценных книг «Ключи тайн». Они выходят два раза в месяц и распространяются по киосковой сети вместе с газетами и журналами.

К 8 Марта успели порадовать читателей «Молотом ведьм» Якова Шпренгера и Генриха Инститориса.

1bookmolvedЭто пособие для инквизиторов, именно оно впервые было издано в 1487 г. Кёльнским университетом. Оно рассказывает о колдовстве, ведьмах и методах борьбы с ересью. Авторы постоянно ссылаются на такие имена, как Фома Аквинский, Иоанн Златоуст, Григорий Великий, Аристотель. Книга неоднократно была одобрена папами римскими, 29 раз переиздавалась на латыни. На русском выходила в 1932 г. Брать в руки «Молот» можно разве что 9 марта, после того, как упившись льющейся отовсюду праздничной патокой по поводу «женского дня», захочется рассолу.

Авторы её пространно отвечают на вопрос: «Почему ведьмы преимущественно женского рода?» Они считают, что с этим всё предельно ясно и эта тема «весьма подходяща для увещевания женщин и для проповедей им». Обильный материал в подтверждение своих суждений они заимствуют в Священном писании, у апостолов и отцов церкви, в житейском опыте. Говорят, что женщина это существо, которое как в добре, так и во зле не может держать золотой середины.

Сенека твердит: «Женщина или любит, или ненавидит. Третьей возможности у неё нет». Если они перейдут границы, то достигают вершин в добре и зле. Тот же сын Сирахов утверждает, что «нет ничего хуже злобы женщины. Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злой женой». Для Иоанна Златоуста женщина есть не что иное, «как враг дружбы, неизбежное наказание, необходимое зло, естественное искушение, вожделенное несчастье, домашняя опасность, приятная поруха, изъян природы, подмалёванный красивой краской».

Что делает женщин более, чем мужчины, склонными к суеверию? Уже при сотворении женщины её недостатки были предопределены тем, что она была сделана из кривого ребра Адама, потому она всегда обманывает, всегда легковерна, маловерна, болтлива. Писание указывает на то, что «даже хорошая женщина предалась страсти к плотским наслаждениям». Хотя Иероним и говорит в оправдание женщин: «Всё, что грех Евы принёс злого, то благо Марии подвергло уничтожению». Судя по обилию скверны среди женщин в былые и новые времена, зло уничтожено не всё, у них «недостатки в душе и теле, они совершают больше позорных деяний».

«Женщина скверна по своей природе, она скорее сомневается и скорее отрицает веру». На это указывает, якобы, даже этимология: слово 'femina' значит — «меньше веры», а это основа для занятий чародейством. Когда женщина ненавидит того, кого она перед тем любила, то бесится от гнева и нетерпимости. «Ни мощи огня, ни силы бури, ни удара молнии не надо столь бояться, как горящего и полного ненависти дикого гнева покинутой супруги» (Сенека).

Недостаток разума, аффекты и страсти, стремление к господству, нежелание подчиняться, следование своим собственным внушениям  часто не только делают невыносимой семейную жизнь, но толкают женщин к злым чарам. У Сократа было две жены, окрики, укоры и злоречие которых он терпеливо сносил. После очередного скандала он вышел и сел перед домом. Милые женщины вылили на его голову ушат с помоями. На это философ спокойно сказал: «Я знал, что после грома следует дождь». Другой муж имел такую же жену. Когда ему сказали, что она утонула в реке, он пошёл по берегу вверх против течения. В ответ на недоумённые вопросы соседей, он объяснил: «При жизни жена всё делала наперекор. Уверен, что она и после смерти поступит так же». Почти все государства, и Троя, и Египет, и многие другие были разрушены из-за женской злобы.

«По природе женщины лживы, они жалят и ласкают в одно и то же время. Они убивают, так как опустошают денежные мешки, крадут силу и заставляют презирать Всевышнего. Свойство женщин — плакать, ткать и обманывать». Святой Валерий писал Руфину: «Цветок любви — роза. Ведь под её пурпуром скрываются шипы». Соломон разглядел, что «Мёд источают уста чужой жены, и мягче елея речь её. Но последствия от неё горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый».

Что ж, приведённых обвинений предостаточно, чтобы женщинам было над чем задуматься. Конечно, самое простое — согласиться с Иоанном Дамаскином, который писал, что «вся злость и скверна выдуманы чёртом». И всё-таки нельзя чёрта рассматривать как причину каждого греха. По Оригену, «если бы чёрта и не было, люди имели бы стремление к пище, любовным наслаждениям и т. п. Злоупотребления этим весьма часты главным образом из-за испорченности природы человеческой, если нет препон ей в разуме». Обуздание этих страстей зависит от свободной воли человека, над которой у чёрта мало власти.

В книге ещё много чего интересного и не очень. Поражает, например, как ещё полтысячи лет назад чётко по закону действовали инквизиторы: понести наказание мог только тот, кто признал себя виновным. И тут же подробно описаны орудия пыток, с помощью которых рекомендовалось получать признания вины. Сотни тысяч людей погублено молотом инквизиции, а природа людская осталась той же.

Александр РЕБРИК.

См. также: 

8 марта. В поисках благодарных слов