С НАМИ В СТОЛИЦУ СИБИРСКОГО САДОВОДСТВА!

0hakasiaАлександр РЕБРИК, главный редактор «Вестника садовода».

 

 

 

 

 

 

Давно, много и хорошо «Вестник садовода» пишет о самом достойном садоводе современной России, талантливом, оригинальном, неустанном и неуёмном самородке —Валерии Константиновиче Железове из города Саяногорска в Хакасии.

Полистайте, у кого есть номера журнала, найдите его статьи, зайдите на наш сайт, где есть отдельная рубрика с его лекциями, речами, вебинарами. Да и вообще, в Интернете при слове «сад» непременно возникает призрак Железова. Призрак его бродит не только по Сибири, но и по европейской части России. На его счету уже несколько книг. Первая — «Умный сад. Как перехитрить климат» в соавторстве с Николаем Курдюмовым, последняя — «Северный сад. Сотворение сада своими руками». В ближайшее время в издательстве «Победа Качество Здоровье» (С-Пб) начнёт выходить серия его книг «Новое садоводство в 21 веке», которая будет поступать во многие газетные киоски страны.

1_hakzel

Вот уже много лет Валерий Константинович растит сады, получает невиданные урожаи абрикосов, вишни, сливы, сливы, груш, яблонь. Он постоянно приглашает к себе в сад учёных и любителей, журналистов пишущих и снимающих, — приезжайте, смотрите, пробуйте, спрашивайте и показывайте, объясняйте людям, что это может каждый, вдохновляйте народ. Но не едут, не показывают, не вдохновляют. Если и остались в остатках официальной науки настоящие подвижники, то они уже в таком преклонном возрасте, что и сил нет ехать в такую даль. Да и денег нет, чтобы съездить, а командировку никто не оформит. Те, которые в силе, заняты не селекцией или технологиями, а элементарным выращиванием посадочного материала, реализация которого даёт некоторую прибавку к скромной зарплате. Молодые научные кадры нынче не науке служат, а заняты обслуживанием. Их хозяевам доморощенная наука неинтересна. Западные технологии им подавай.

Не замечают Железова даже расположенные рядом Институт аграрных проблем Хакасии и Минусинская станция садоводства. Один лишь к. с.-х. н. Турсунпулат Дускабилов из ИАПХ, который занимается косточковыми культурами, побывал у Железова и, по словам Валерия Константиновича, «не боится подтвердить, что он мой друг».

В отчаянии посмотрел Железов на небо над своими абрикосами и увидел там две косточки, не маньчжурские, а президентские — московскую и минскую. Понял Железов, куда указали звёзды и написал два больших обстоятельных письма о том, как и чем заместить нам фруктовый импорт, накормить народ до отвала, оздоровить и занять его.

Минск до земли ближе и оттуда, за подписью замминистра сельского хозяйства, пришёл европейски вежливый ответ с благодарностью за веру в их царя, за стремление помочь.
В Москве, как всем известно, ящик очень долгий, и доброе дело не скоро делается. Как говорит в подобных случаях один хиромант: «мяч на стороне Кремля».

Так вот, пока Железов поглядывает на небо и ждёт вестей из Поднебесной, «Зелёная стрела» предлагает нам, рядовым садоводам, в скором уже августе 2019 года совершить вояж в непризнанную пока мировым сообществом, но и незапрещённую тоже, столицу сибирского садоводства — Хакасию, Саяногорск, далее везде.

Это фантастика! Наше мельтешение толпами по Европам, где до нас побывали тысячи знаменитостей и соотечественников, не выдерживает никакого сравнения с предстоящим визитом в глубинную Азию, куда во все времена отправлялись по своей или чужой воле исключительно избранные люди. Мы — первооткрыватели! Мы увидим чудный сад, услышим замечательного садовода — подвижника, Мичурина нашего времени.

Мы убедимся, что Железовский сад там не единственный, что при хорошем базаре ведро абрикосов продают там по цене московского килограмма. Мы обозрим Хакасию, расположившуюся в центре Азии, на юге Сибири между Алтаем, Тувой, Красноярским краем и Кемеровской областью. Там огромные просторы, плотно населённые историческим прошлым и живой современностью.

2_hakzel

«Хакасия, Алтай, Монголия, Тува — наскальные рисунки и курганы, осколки древности великой, и слова, и каменные бабы, и каганы», — пишет тувинская поэтесса Зоя Донгак. Мы увидим и Енисей, и Саяны, и Минусинскую степь, и тайгу, и Саяно-Шушенскую ГЭС, и сибирские города — Абакан и Саяногорск, и старинное село Шушенское в Красноярском крае, которое ещё помнит В. И. Ленина. В Абакане можем опросить народ и понять, правильный ли коммунист их нынешний глава. Одним словом, мы увидим там очень много невиданного нами прежде и узнаем столько же интересного.

Дорогие читатели, у вас есть уникальная возможность получить то, о чём через годы поведаете своим внукам и правнукам — я был в саду самого Железова, который жил после Дарвина и Мичурина, когда абрикосы росли только в Сибири.

Откроем Хакасию — сердце Сибири!

Подробнее о программе читайте на сайте «Зелёной стрелы»

* * *

ЛЕГЕНДЫ САЯНСКОГО КРАЯ: из архивов Минусинского краеведческого музея

5 февраля 2012 года из Минусинского краеведческого музея имени Н. М. Мартьянова в редакцию журнала «Вестник садовода» был направлен материал ст. научного сотрудника музея, экскурсовода, бывшего преподавателя Красноярского университета Валентины Васильевны Ермиловой. Это записи легенд Саянского края — о могучем богатыре Саяне и прекрасном юноше Енисее, о Каменном городе, который тоже Саян, о саянском багульнике и жарках. Не было, к сожалению, никаких иллюстраций, потому и поставить в номер их было невозможно. Но сейчас, накануне того, когда мы сами можем эти края увидеть, не лишним будет прочитать, познакомиться с некоторыми из них.
Абакан — медвежья кровь (аба — медведь, кан, хан — кровь)

Легенда о медведе

Когда на Земле зарождались горы, появился в этих краях медведь — великан (аба). Он поселился близ аулов, нападал на скот и людей, держал их в страхе. В ауле вырос богатырь (алып). В тайге он вступил в схватку с медведем. После долгой борьбы медведь вырвался и убежал, но богатырь пошёл по его следу. Шёл день, другой. Однажды ночью охотник услышал рык раненого зверя, который вырывал деревья с корнем, бросал вниз валуны. Утром охотник нашёл следы зверя и среди дикой тайги увидел умершего медведя, превратившегося в гору. Из горы вытекала бурая струя, вбиравшая в себя новые ручьи. Так поток превратился в реку.

Легенда о Самохвале

Русский вариант.На большой горе, круто обрывающейся к Енисею, жил владетельный хакасский князь. Его красавица-дочь пленяла своей красотой лихих наездников, и они наперебой старались перед ней показать свою удаль, чтобы заполучить её руку и сердце. Но никто из претендентов не нравился гордой красавице, и она, желая избавиться от них, собрала всех и заявила: «Кто из вас спустится на своём коне с нашей горы к Енисею и поднимется обратно, тот и будет моим мужем!». Посмотрели наездники с горы на Енисей, повернули коней и ускакали в степи. Остался один — молодой князь. Хвастливо подбоченясь, он крикнул красавице: «Не с таких гор спускался я! Это для меня забава! Держи слово и готовься быть моей женой!»
Поехал князь с горы и, не доехав и до половины спуска, вместе с конём свалился в Енисей. Надула губки красавица и сказала: «Ты не наездник, а Самохвал!»

Хакасский вариант. Давным-давно улусы хакасов густо стояли вдоль реки Качи. Однажды хакасские богатыри увидели, что с той стороны, где солнце за горами спать ложится, шли к их племени чужие люди. Были они лицом белые, ростом высокие, в плечах широкие. На плечах кафтаны длинные, на головах шапки, набок одетые. В руках у них топоры широкие, на поясе ножи длинные, за плечами самострелы железные.
Разрешили им хакасы остановиться лагерем на границе своего племени. Раскинули пришельцы свои шатры и пригласили родоначальников хакасов, напоили огненной водой. Одурели от той воды старейшины, а затем оттеснили их пришельцы вглубь земли хакасской и заставили платить белому царю ясак («албан»).
Ушли тогда хакасы к реке Туба, но и туда добрались белые люди и стали требовать уплатить ясак. Старейшины увели свой народ к могучему Енисею, а их богатыри вышли на бой с пришельцами. В бою погибли все богатыри, кроме одного великана. Отступили белые люди, ушли обратно на реку Кача. Тогда хакасский великан решил побрататься с Енисеем, чтобы тот загородил дорогу царскому воеводе и помог хакасам перебраться через бурную реку. Убавил Енисей свои воды великие, а племя построило мосты и перешло на другой берег вместе со своим скотом.
А богатырь загордился и велел убрать мосты, сам же похвалился с Майдашинской горы (утёса) перешагнуть через Енисей к Абакану. Енисей рассердился на богатыря, назвавшего его шайтаном, поднял высоко свои воды. А великан шагнул, но зашатался и, поскользнувшись, упал. Ноги его упёрлись в Абакан, а голова наполовину погрузилась в воды Енисея. Успел только богатырь руки сложить на своей могучей груди, как охнул и окаменел.
Оплакало племя своего последнего богатыря и расселилось в низовьях Абакана. С тех пор гора стала священной у качинского племени. Только старик Енисей не мог простить великану обиды, назвавшего Енисея братом, а затем шайтаном. Так богатырь и прослыл Самохвалом.
Легенды о Самохвале записаны Алексеем Семёновичем Широковым (1873-1944), который и приказчик в магазине, и краевед, и актёр-любитель. Долго жил среди хакасов, пользовался у них огромным уважением. Последний вариант легенды о Самохвале записан Широковым от 85-летнего шамана Кычжёна, хранившего древнюю версию легенды.

Легенда о происхождении кедра

В далёкие времена в саянских горах проживало племя охотников. Тайга исправно кормила и поила их. Так продолжалось до тех пор, пока не пришла в эти края беда: однажды во время грозы начался сильный пожар, тайга выгорела на многие вёрсты вокруг. Звери и птицы покинули эти края. Но, наверное, так было угодно небу: в одну из весенних ночей, когда звёзды светят ярче обычного, одна из них сорвалась с небосклона и упала в самое сердце тайги.
Это заметил старейший охотник. Утром, когда взошло солнце, он разыскал это место и увидел, как на месте гари появился зелёный росток. Старик набрал ключевой воды и полил растение. Придя на это место через некоторое время, вместо слабого ростка он увидел молодое дерево, усыпанное шишками. Собрав урожай вкусных орешков, старик угостил ими своих селян. А дерево всё росло, набирая силу.
Люди заметили, что с его появлением их жизнь стала светлее. Они стали меньше болеть, лихие беды, голод и мор стали обходить их стороной. С каждым годом всё больше узнавали они о силе дерева, его лечебных свойствах, способных врачевать душу и тело людское. За щедрость дерево прозвали «Щедр». А мы его кедром зовём.

1_Wiki_Pinus_sibirica_photo_ugraland_CC-BY

Кедр сибирский.

Легенда о жарках

рассказывает, как молодой пастух Алексей пригонял к Енисею табуны своих коней, как горячо влюбилась в него одна из русалок и не могла без него жить. Она пыталась обратить на себя его внимание грустной песней. Но когда Алексей поднялся, чтобы к ней приблизиться, русалка растаяла в утренних лучах, превратившись в цветок купальницы, которую сибиряки ласково называют жарками, и правильно называют: жаркое пламя любви способно воспламенить даже русалочью душу.
Птичьи песни звенят над лучами зелёного мая.
И светло, и прозрачно в долине журчат родники.
По траве-мураве, что вокруг без конца и без края,
Золотые жарки рассыпают свои огоньки.
Дует ветер на них, развивая цветочное пламя.
Так пылают цветы, что вот-вот горизонт подожгут.
Так цветы горячи, что их боязно трогать руками,
За полуденный жар их в народе жарками зовут.

2_Trollius_asiaticus

Купальница азиатская (жарки).

Легенда о саянском багульнике

повествует о том, что жили на берегу Енисея два племени — Енисейское и Хакасское. Разделяла их крепостная стена у подножья крутобокой скалы Хабас. Повстречал однажды сын вождя хакасов Багуль дочь вождя енисейского племени — Ник. Полюбили они друг друга. Так нет же — отцы против. Пытались убежать влюблённые, так нет — окружили отцы, кричат: «Измена!» Вскинулись два лука, запели стрелы. Кинулся Багуль закрыть собою Ник. Бросилась Ник, пытаясь закрыть собою Багуля. В последнем объятии сплелись их руки, в поцелуе слились их губы. Упали они на камни и застыли навеки. Тела их исчезли, а на месте их вырос куст с цветами чудесной красоты и аромата. Опустились на колени бывшие враги, бросили оружие и поклялись в вечной дружбе.
А на камнях с тех пор каждую весну расцветает багульник…

3_Rhododendron_sajanense

Рододендрон саянский.

Александр РЕБРИК, главный редактор «Вестника садовода».

 

Вернуться к Садовые путешествия, поездки