ЛЕТНИЕ ПОЕЗДКИ ПО САДАМ: усадьба Репина Здравнёво

0_zdravГлавный редактор «Вестника садовода» Александр РЕБРИК продолжает рассказ о путешествии с «Зеленой стрелой» по современным и историческим садам Псковской и Витебской областей. Прошлый раз мы побывали в усадьбе Ореховно Александра Гривко. Сегодня путь лежит в усадьбу Здравнёво под Витебском...

 

Впечатления от Ореховно были ещё совсем свежи, когда мы отправились в прошлое русской усадьбы, которое находится всего в 16 километрах от Витебска. Там, на берегу Западной Двины, расположился бывший хуторок, носивший прежде много имён — Дворнево, Дроваево, Малое Койтово… В начале 90-х годов позапрошлого уже века он назывался Софиевкой и принадлежал Софье Авксентьевне Яцкович, которая хотела его продать. А известный уже тогда русский художник Илья Ефимович Репин как раз в это время захотел приобрести за городом, на природе, у озера-реки, дом с садом. Дачу, короче говоря. 

Судьба сложила карты так. Осенью 1891 года Академия художеств устроила первую выставку картин Репина, всего около трёхсот. Её посетил император Александр III и приобрёл «Запорожцев, пишущих письмо турецкому султану» аж за 35 тысяч рублей. Репин посещает Ясную Поляну, рассказывает Л.Н.Толстому о своих планах, а присутствовавший при разговоре Степан Андреевич Берс, младший брат Софьи Андреевны Толстой, приехавший навестить родных, подсказывает заветный адрес.
Место Репину очень понравилось, усадьба была куплена, переименована в Здравнёво. В её новом бодром имени художнику виделся добрый знак, что здесь он обретёт душевный покой, восстановит творческие силы.

1_zdrav Здравнёво. Памятник И.Е.Репину.

Уже в июле 1892 года Илья Ефимович докладывал своему другу критику В.В.Стасову: «я теперь в Здравнёве живу самой первобытной жизнью, какой жили ещё греки «Одиссеи». Работаю разве только землю лопатой да камни». Художник увлечённо занялся строительством, земледелием, садоводством, «окунулся в животную жизнь». Проект дома он сделал сам, получилось дёшево, красиво, оригинально.

Усадьба была в состоянии упадка — лес запущен, фруктовый сад не плодоносил, берег Двины размыт быстрым течением реки.

Всё надо было благоустроить, возродить. Немало пришлось повозиться, чтобы укрепить берег Двины. Первая атака, в ходе которой в берег были уложены огромные камни, обошлась в тысячу рублей (за усадьбу он отдал 10.000) и завершилась провалом. Следующей весной от новой набережной камня на камне не осталось. Но Репин не отступил и, наученный горьким опытом, в конце концов укротил коварную Двину. Сейчас берег удерживают от размыва течением большие габионы.

2_zdrav  Западная Двина.

Художник считал, что хозяйственные постройки должны быть не только функциональными, но и радовать глаз. Природной красоты в округе было много, а вид её портили многочисленные амбары, сараи, флигели, скотные дворы. Всё ветхое было снесено, перестроено.

Вдоль выезда на большак была высажена еловая аллея, а ближе к дому, непременная в русских усадьбах — липовая. Заболоченная ложбина была превращена в чудесный пруд, окружённый ивами. Была устроена площадка для игры в крокет, которую мы видим и сегодня. Не видно только, чтобы на ней в последние годы хотя бы кто-то играл, никаких признаков. Что ж, по-настоящему модным он был в иные времена.

Достопримечательностью сада была и дерновая скамья в виде разорванного кольца. Из-за необычной формы в семье Репиных её называли Везувием. Вокруг росли вишни, а на площадке летом устанавливали столик и у Везувия пили чай. Любопытно, что задолго до Здравнёво, ещё в 1876 году И.Е.Репин написал картину «На дерновой скамье».

3_zdrav             И.Е.Репин. На дерновой скамье. 1876 г.

Для большой семьи Репиных, а также гостей, которых бывало немало, требовалось много места. Репин писал: «Я из скучного, неустроенного, прозаичного дома здесь затеял устроить удобное жильё, простое, но симпатичное, приспособленное к обстоятельствам и местности. Расширить мастерскую, осветить всё светом сверху, поставить большой романский камин и лестницу кверху. Посреди дома возводится башня, настоящая башня с зубцами, балконами, террасами и комнатками для жилья и гостей и лестницами для всходов».

Работа кипела с утра до ночи, мастера попались «сметливые, ловкие и способные понять и сделать по моему вкусу». Тем не менее, стройка затягивалась, отбирая у художника силы, деньги и время. «Искусством почти не занимался, меня рвали на куски все эти люди, работающие для меня. Расчёты, указания, советы, перебранки за порчу и т. д. — всё это скучно, утомительно и надсадительно. И всё это мне надоело, и я хочу уйти в искусство». Нечто подобное неизбежно ждёт каждого культурного человека, которому захочется вдруг зажить на природе лучше прежнего, по-новому. Но и в вашем случае, скорее всего, результат будет стоить усилий и страданий. Уже в середине августа 1893 года был возведён прекрасный дом — надёжный и изящный. Зубчатая башня делала его похожим на сказочный замок.

4_zdrav Здравнёво. Репинский дом.

В Здравнёво Репин весь ушёл в большое хозяйство, где одних коров было 40, да 4 лошади. Он починял дорогу, участвовал в косьбе, ухаживал за садом, вникал в детали усадебного бытия. Потому знал, что дом должен быть просторным, что хорош он на холме, аллеи неплохо бы «убить щебнем и замостить булыжником», поставить беседки, зонтики, по куртинам коврами рассыпать массу цветов да клумбы клубники.

5_zdrav

6_zdrav       Азбука дизайна в Здравнёво.

К главному подъезду надобно «прекрасное шоссе», парк надо обнести прочной оградой, для сохранения цветов на зиму нужна оранжерея, Эти знания и опыт понадобятся Репину, когда жизнь заставит его строить Пенаты.

7_zdrav               Не очень ухоженный репинский сад.

В Здравнёво Репин жил и работал наездами с 1892 по 1900 год, а затем осел в Пенатах. В Здравнёве до 1930 года жили его дети, которые воссоединились с отцом лишь за два месяца до его смерти. В Здравнёво Репин написал немного — картины «Восход солнца на Двине», «Дуэль», «Белорус», «Лунный свет», «Осенний букет», портреты сына Юрия, дочерей Веры и Нади. В Национальной галерее в Праге хранится рисунок Ильи Ефимовича — «Праздничный день в Здравнёво».

После отъезда детей Репина дом был разобран на дрова, имущество растащено. Сохранилась с тех времён лишь расписанная Репиным филёнка дверная — Сирин, Птица счастья и та оказалась в музее-квартире Исаака Бродского.

В 1988 г. Здравнёво было восстановлено и в нём открыт музей. Птица всё ещё остаётся в Санкт-Петербурге, но счастье вернулось туда — всё отстроено заново, вернулись и некоторые подлинные предметы из репинского дома — письма и фотографии, рисунки и иконы.

8_zdrav                                                     Эта сосна помнит И.Е.Репина.

Возрождённая из пепла усадьба стала отрадой для поклонников таланта Репина и тех, кто жаждет общения с природой. Побывав здесь, понимаешь художника, который писал: «Здесь всё просто, но живётся хорошо, спокойно».

Александр РЕБРИК, главный редактор «Вестника садовода».

Первая часть матеариала (о поездке в усадьбу Ореховно Александра Гривко) 

Третья часть материала (о поездке в сад Елены Лапицкой)

Другие поездки с «Зелёной стрелой»

 

Вернуться к разделу Садовые путешествия, поездки