ШВЕЦОВА ГАЛИНА: «Сад как частица Ойкумены»

Знают все, что Россия всегда чем-то больна. Выздоровеет и опять заболеет. Сейчас — ландшафтным дизайном. Своих «лекарств» маловато. Приходится опять искать по миру. А там каких только садов нет: итальянские, мавританские,китайские, японские, коттеджные и прочие.

 shvecova

Их создают дизайнеры, которые в своих работах, с одной стороны, подчиняются своду строительных норм и правил, неизбежно накладывающих оковы на облик сада. С другой стороны, менталитет заказчика и давление рынка не позволяют дизайнеру ярко проявить свои творческие возможности.

Процесс перенесения западного садово-паркового пейзажного искусства на необъятные просторы России породил армию дизайнеров, которые стараются доказать, что на 10 сотках можно отразить такое понятие, как ландшафт.

Блажен тот, кто может сам создавать стиль своего сада. Ведь высокий садовый дизайн (аллеи штамбовых роз, топиарных туй и пр., которые красивы, как дорогое бриллиантовое колье), так же как и высокая мода, доступны ограниченному числу людей, а среди них немало тех, кт о считает: «Дорого — значит красиво».

Замечательно сказал голландский эколог Ханнеке ван Дейк — покажи мне свой сад и я скажу тебе, кто ты. Вот я, например, не люблю многоцветья и в своём саду хочу чего-то умиротворяющего, заимствованного у природы. Но это не так просто. Ведь в отличие от природных систем, все структуры которых работают как единое целое, созданные человеком природные имитации не могут долго существовать без поддержки человека. Без ухода они неизбежно поглощаются естественной средой. Как это случилось с городами майя и ацтеков, которые заросли деревьями, а их пирамиды и дворцы увили лианы и покрыл слой глины. Поэтому перенести частицу природы к себе в сад и успокоиться не получится. Нужны усилия для сохранения воплощённых идей. Хорошо, когда есть садовник, а ещё лучше, когда их несколько. А вот тем, у кого есть только две руки и одна голова, приходится учиться у природы.

Только во имя высокой любви к природе культурный садовник может на небольшом участке земли не перестраивать Вселенную в угоду себе, а творить её подобие. Наверное, поэтому в Западной и Северной Европе природный сад завоевал особую популярность, ведь его основной принцип — единение человека и природы. И, конечно, закономерно появление садов новой волны «удольфианского стиля», так как в них структура и форма первичны, а цвет вторичен, что характерно для природных систем.

Но есть ещё один момент в желании иметь в своём саду частицу земной природы. Человек не может существовать без пищи, воды и кислорода. Пищу можно купить в магазине, вода течёт из крана, а кислород пока достаётся бесплатно. Его дарит нам природа. Она изо всех сил стремится поддерживать постоянство соотношения кислорода к азоту. Но с каждым десятилетием делать ей это всё труднее. И тот, кто интуитивно понимает, что кислород скоро станет таким же дефицитом, как чистая вода, стремится в свой сад, где каждый вдох пьянит, как молодое вино.

Я мечтаю о природном саде, но назову его не натургарден и не экосад, а дам ему имя — ноосад как прообраз структурных единиц ноосферы. Ноосад — это не столько природный сад, сколько гармоническое слияние тонких энергий растений и души его создателя. Читатели журнала с восторгом описывают свои сады, порой не задумываясь, к какому стилю они принадлежат.

Для меня главная черта моего ноосада — асимметричность, которая характерна для природных растительных сообществ, отсутствие видов, подвергнутых художественной формовке, и использование известного явления, называемого «краевой эффект».

Помимо основной задачи — обогащения окружающего пространства кислородом, ноосад должен быть эстетичен и самое главное — обладать динамическим равновесием, то есть устойчивостью. А устойчивость ему могут придать только виды растений, характерные для определённой природной зоны. Резко континентальный климат низовий Дона (холодная зима с частыми оттепелями, знойное лето с иссушающими почву восточными ветрами) сильно усложняет задачу обустройства ноосада.

Настоящим ноосадом для нашей зоны, конечно, была бы имитация степи. Поэтому в своём саду я выделила большой участок, где происходит естественное формирование природных сообществ степных трав. Но так уж устроен человек, ему всегда хочется иметь то, что не характерно для местности, в которой он живёт. Конечно, у жителя средней полосы России выращивание хвойных деревьев не вызывает такого интереса, как у обитателя сухих степей.

Свою мечту иметь небольшой хвойный островок я осуществила девять лет назад, посадив группу сосен, адаптированных к местным условиям, и несколько канадских елей. Они красивы весь год. Но в сравнении с канадскими елями сосны сейчас кажутся великанами.

Постепенно вокруг этой группы создавалось растительное сообщество, сформировавшее свой микроклимат и обеспечивающее непрерывную смену цветовой гаммы весной.

Основную задачу сада — создание спасительной тени летом — выполняют акация белая и клён ясенелистный. Роскошных цветов в саду нет потому, что они страдали бы от жары и низкой влажности воздуха. Но весенние цветы всегда радуют глаз. Люблю фиалки, тюльпаны, ирисы, нивяник. Иногда позволяю себе срезать сирень и любоваться ею в вазе, когда она наполняет ароматом дом. Для придания местного колорита использую казачий плетень, он хорошо защищает контейнерные растения от палящего солнца.

Основная стратегия моего садостроительства — каждому растению создать наилучшие условия для произрастания. Выросли грибы на лежащем бревне — значит, им хорошо. Пусть растут. Развеял ветер семена мака-самосейки по траве, пусть пламенеют его цветы.

Земля — живой организм, и каждая её клеточка, в том числе и мой сад, не должна причинять ей боль. Думаю, не ошибусь, если скажу, что число садоводов, стремящихся жить в гармонии с природой, быстро растёт. Сознание их расширяется до понимания того, что они являются частицей мироздания. И если биосфера регулируется законами природы, то, вмешиваясь в её деятельность, человек должен учитывать их, преображая биосферу в ноосферу во благ о всего живущего на Земле. Начнём же созидательную работу со своего сада.  

bb

Вернуться к Работы участников конкурса «Лучший садовый текст» 

bb