ЧЕМУ УЧИЛ «ПОСТРЕЛЯТ» ЭНТОНИ ПОЛ?

0_IMG_5139

«Зелёная стрела» организовала мастер-класс Энтони Пола по ландшафтному проектированию. Уроки мастера получили почти пятьдесят учеников из всех уголков страны. С Э. Полом «Зелёная стрела» сотрудничает уже три года. Он приезжал в Россию и проводил семинары, «стрельцы» побывали у него в саду в Англии. В январе 2017 года Пол сопровождал их в поездке по садам Новой Зеландии, уроженцем которой является и где есть сады, созданные им. 

Занятия проходили в новом классе «Зелёной стрелы». На окнах цветы и лягушонок Кваня, за окнами по Дворцовой набережной бегут автомобили, за парапетом широко катит свинцовые воды пустынная в это время года Нева, а напротив, на том берегу, — «гранитный вал с внушительною спицей… храм, где искони внутри опочивают русские цари» (Сергей Андреевский). Вы уже догадались, что это Петропавловская крепость.

1_IMG_5097

Д. Баранов  «договорился», что оттуда в полдень холостым выстрелом из пушки подадут сигнал на кофе-брейк. Что и было в точности исполнено. На обед, правда, пошли, не дождавшись пушечного выстрела. (Почерпнуто из реки по имени «Факт», 10 ноября 2017 года).

Свою речь мэтр начал широко — «садовый дизайн — это мировой бизнес» и вам не обязательно ориентироваться только на российские Васюки. В Англии, например, сейчас много русских, которые покупают богатые дома и заказывают сады по своему представлению и вкусу. Сам Пол успел поработать почти на всех континентах — «родился в Новой Зеландии, живу в Англии, а работать могу для всего мира». Он не просто талантливый дизайнер, да и скульптор, в придачу. Он исключительно коммуникабельный человек, умеет не только найти заказчика, понять, что тот хочет, исполнить его желания, но и долго поддерживать с ним дружеские отношения. Последнее обстоятельство приносит не только моральное удовлетворение от того, что у вас много хороших, да ещё и богатых друзей, но даёт возможность показать свои работы новому заказчику, да и старый, глядишь, через время созреет для нового заказа.

Э. Пол заявляет, что «он не большой любитель кривых и предпочитает прямые линии, острые углы», считает, что «этого достаточно, чтобы создать отличный сад». Очень похоже в 1936 г. написал поэт Павел Коган: «Я с детства не любил овал. Я с детства угол рисовал»! Пол, тем не менее, отнюдь не прямолинеен, он гибкий, общительный и учит молодых быть такими же. Вот он рассуждает о том, как представить свою работу заказчику, как заинтересовать его. «Учитесь доносить свои идеи до клиента, не будьте слишком умными, одной достойной идеи достаточно для хорошего сада, будьте честны, важно выглядеть уверенным в себе, но не говорите «да», если вы не уверены в том, что сможете дать клиенту то, что он хочет».

Работа над садами включает сердце, разум и руки. Важно быть садовником, а потом уже дизайнером. Страстность необходима. Без любви к растениям, природе, животным ничего не будет. Я могу научить дизайну, но сердечность — это только ваше. Надо понять участок, где вы будете работать — топография, климат, природа. Нужно получить топоплан. Нужны навыки проектирования. Дни ландшафтного дизайнера, который всё делает от руки, сочтены. Всё на Автокад, Архикад. На основе цифрового топоплана делаем первый набросок плана, а также макет и картинки, похожие на фотографии. Без этого заказчику будет трудно вас понять. Вам нужно знать и ландшафтное строительство — хорошо бы уметь построить подпорную стенку, уложить кирпичную или каменную стенку, выполнять хотя бы элементарные плотницкие работы. Невозможно быть профи во всём, но обо всём надо иметь хотя бы представление. Стенки или картинки, например, можно сделать и чужими руками.

Для начала представьте заказчику самый простой план и обсуждайте его с ним, показывая картинки. Пол рассказывает о своих работах: вот проект для Пекина — с этого начиналось, а так выглядит в натуре. Китайцы во многом теряют свою культуру. Я сидел с заказчиком и видел в окно красивый двор, дерево хурмы, на нём тукан клевал плоды…Передо мной прекрасная картина — это Китай, а он хочет английский пейзаж. Сейчас вообще везде много людей с новыми деньгами, они ещё не знают, что они хотят. Надо научиться управлять их желаниями. Важно понимать заказчика, что хочет он, один или ещё учесть и мнение жены, тёщи. Дамы очень любят ароматы. Дайте им такие растения. Найдите место для местных видовых растений и сажайте их вместо куска газона. (Энтони вообще не сильно жалует газон, прежде всего из-за его трудоёмкости). Все свои идеи я помещаю на флешку и передаю заказчику, пусть посидит, подумает. Люди редко знают, что они хотят, так заставьте их сказать, чего они не хотят.

Сад, в конечном итоге, это — растения. Значит, нужны фотографии растений. Фотографируйте всё интересное, даже если для этого вам придётся остановить пятирядное движение на автомагистрали. Остановите и сфотографируйте! Очень важно сохранять снимки, создать библиотеку изменения сада. Зарисовывайте, фотографируйте.

Немного о предметах, которые я размещаю в своих садах. Часто использую крупные контейнеры, они дают другое измерение. Скульптура всё меняет в саду. Мы с женой делаем её много. Скульптуру я непременно ставлю во все водоёмы.

Стараюсь находить красивые необычные объекты для сада. Свой садик нужен детям. Для них ставим домики, отводим место для выращивания кроликов, цыплят.
Сад не должен быть дизайнерским и трудным в уходе. Хороший дизайн — простой. Как говорил Энди Уорхолл: «Чем проще, тем лучше». Я не разделяю дизайн на внутренний и внешний, нельзя игнорировать отношения между интерьером дома и дизайном сада, они должны дополнять друг друга. Всегда надо искать возможность обогатить пространство.

Вот мой швейцарский проект 20-тилетней давности. Швейцарцы не умеют делать сады, у них всё при помощи прямых. Заказ на сад на берегу Люцернского озера с прекрасным видом на Альпы.

2_Switzerland

Вот проект для острова Джерси, где налоговый рай для состоятельных англичан. Фасад дома — 50 метров. Я посмотрел и сказал, что готов, только сад обойдётся в 2 млн. фунтов. Заказчик подумал и согласился. Я решил сад в виде зелёной архитектуры с растениями в форме шаров, кубов, конусов. В Провансе на месте старого сада убрал растения и землю, обильно политую химией и через два года птицы вернулись.

Вода для меня — нечто драгоценное, она приносит в сад жизнь, без неё сад стерилен и я привношу воду, где только могу. С ней появляются лягушки, рыбы. Планирую садовые домики или домики при бассейнах. Важно правильно установить освещение. Свет должен быть мягким, обволакивающим, источник света должен быть невиден.
Мы продаём не только проект, но и мебель, освещение, скульптуру, растения и на всём этом зарабатываем. Вы находите для клиента достойные вещи, потому что знаете, где их можно взять, экономите его время и деньги.

Хороший проект — это не только план, но и взаимоотношения с заказчиком, которые продолжаются многие годы. У сада есть тот, кто его любит (хозяин) и тот, кто за ним ухаживает. А иначе сад исчезает. Вы поддерживаете связи, что продолжает жизнь сада и даёт вам доход — что-то пропадёт и его придётся заменить, что-то переделать. Сделанный вами сад в возрасте интересно показать новому заказчику. Большинство моих клиентов остались моими друзьями, что хорошо и для сада, и для заказчика, и для меня.

Главный способ получения новых заказчиков — это рекомендации тех, кто вас знает. Чаще всего я показываю клиентам свой большой сад в Суррее, где у меня установлено более 100 скульптур и сделанный мною сад, который расположен в 7 минутах езды от моего дома.

3_Black_White_Cottage

Часть газона там я преобразовал в сад, структура или геометрия создана растениями. Садовый дизайн не есть что-то сложное, он создаётся на основе простых принципов геометрии. В этом саду есть всё — вода, растения, скульптура. Этого достаточно, а остальное — детали.
Люблю раскрашивать ландшафт растениями, обожаю фиолетовый цвет.

4a_Huf_House_Dorking

Никогда не сажаю отдельные или мало растений, они более счастливы, когда растут большими группами.

4b_Belmont_House

Это краски на палитре, поэтому наношу их крупными мазками, ограничиваю количество видов. Не сажайте две группы злаков рядом. Посадите между ними кусты. Растения должны быть цветущими, счастливыми.

Вот мой самый сложный заказчик. Он не русский, и не китаец. Англичанин, но нувориш. Дома там ужасной архитектуры. Самые дорогие сады в центре Лондона, что называется, размером с носовой платок. Я использовал взрослые растения, чтобы сад через год выглядел зрелым. Выбор скульптуры — вкус, поиск гармонии в том месте, которое вы облагораживаете и с человеком, для которого вы делаете.

Как я работаю? В выходные включаю музыку и творю. Помогают скульптуры, картины на стене, звуки — птичьи голоса, журчащая вода, звон колокола. Многое делается инстинктивно.

Как получать работу? Надо сделать так, чтобы заказы приходили всё время.  
Стадия 1-я — концепт-проект; стадия 2-я — дизайн в деталях; стадия 3-я — документация. Подрядчику надо оценить стоимость работ. Счёт предъявляем в зависимости от того времени, которое я затрачиваю. Для этого я сразу говорю заказчику, что это будет стоить столько-то. Например, работа займёт 10 дней, или 3, или 1. 1250 фунтов стерлингов в день или в час. Сад на Джерси размером в 2 гектара стоил 20 тысяч ф. с. Подрядчик должен быть ваш, т. е. вы сами его подбираете и дальше работаете.

Я стараюсь никогда не произносить слово «нет». Лучше пусть человек сам откажется. Говорю, что «у меня сейчас много заказов, и я смогу заняться вами не раньше…» или «давайте я посмотрю на ваш сад, но имейте ввиду, что это будет дорого». У нас, дизайнеров «сердце лежит на рукаве», любую критику мы воспринимаем очень болезненно. Убедите хозяев, что вы знаете тех, кто сможет ухаживать за вашим садом. В садовом мире 3 элемента — вы, заказчик и садовник. Вы должны быть готовы ответить на вопрос садовника о том, что посаженная вами лаванда почему-то очень плохо себя чувствует.

Гарантии даём, обычно, на 6 месяцев с ближайшей весны. Растения хорошо растут, прежде всего, по причине высокого уровня того, кто выбирал растения. Может, влияет аура садовника, может почва. Её надо подготовить, нельзя посадить во что попало. В начале моей практики я использовал большое количество растений, а с годами всё меньше и меньше. В саду, который в Провансе, самое маленькое число растений, потому что там скверный климат — зимой холодно, мистрали приносят 15-20 градусов мороза, летом — жара. Немногим растениям по силам перенести это.

5_France_Provence

Если заказчик хочет растение, которое точно умрёт — скажите ему об этом. Вот моя история с русской заказчицей. Я показал ей свои сады и они ей не понравились. Ну, будьте честными, скажите прямо, что ваш опыт — один балкон, а мой — 40 лет. Она поехала в Германию и купила по одному растению. Это был полный провал. Считаю, что я виноват, ибо не смог объяснить ей.

На 3-м этапе вы не реже 1 раза в неделю посещаете сад, контролируете работу подрядчика, проверяете документацию, в т. ч. спецификацию работ.

Вопрос из зала: «Бывает ли у вас такое, что через время, сделанное вами перестаёт нравиться. Что вы делаете в этом случае?

 Э. Пол: сад — это живая природа, где постоянно что-то меняется и хороший заказчик это понимает. Это дом — построил и спи спокойно. Заказчики — это самые прекрасные люди на свете, добрые, милейшие и одна вещь, которую вы продаёте заказчику — это любовь к природе. Хоть как бы не взволновал вас заказчик, не подавайте вида.
Скажите немного о глубине водоёмов.

Если это маленький объект, то достаточно 70 см, если пруд, то глубина 1 метр, если озеро, то 3 метра. Надо, чтобы зимой оставалось сколько-нибудь незамерзающей воды. Важно также знать, как будет очищаться вода.

Вопрос из Новосибирска: Заказчица с домом на 50 сотках хочет, чтобы было по-русски и японский сад. Я решила — возле бани пусть будет русский, а за домом — японский. Вот так всё выглядит на плане. Подскажите, как вписать туда очаг?
Э. Пол: Странная форма, очертания вашего пруда напоминают внутренности собаки. Я бы остановился на чём-то одном.

Затем Учитель ознакомился с проектами, которые представили самые активные слушатели, выслушал сообщение каждого из авторов, уточнил детали, дал оценку, высказал свои замечания и предложения. «То, что вы принесли сюда столько проектов, изложили такое количество идей, говорит, что вы на правильном пути. Здесь мне нравится стильная геометрия, здесь могу отметить удачный подбор растений, это очень уютный сад… Мне нравятся ваши проекты, они сделаны серьёзно, но, только, сделав 3-4 достойных сада, вы станете настоящими мастерами»...

6_IMG_5130

...Вот и завершился семинар. Все были так увлечены, что в это не сразу даже поверили и продолжали сыпать вопросами. Мастер был в ударе и понимал, что семинар удался. И он, и слушатели остались довольны друг другом.

Я сидел у окна и глядел на вечерний город, сияющую огнями Петропавловку. Столь красивый и дорогой вид  открывается разве что из Зимнего дворца. Если сомневаетесь, заходите в офис «Зелёной стрелы». А если не сомневаетесь в том, что виды отсюда открываются неповторимые, то тем более заходите! Там есть много другого, что следует посмотреть и послушать.

Зал, между тем, наполнялся уже иной публикой, —  может быть, несколько менее романтической, местной, отчасти даже туземной. Они отдали дань прекрасному виду на Неву и далее везде, но тут же углубились в тему «Почва и подпочва», копали глубоко. Занятие вёл верный друг «Зелёной стрелы», давно и хорошо мне знакомый Юрий Борисович Марковский — прекрасный знаток растений, неповторимый лектор, неутомимый пропагандист садового дела. Эту лекцию в рамках своего цикла «Сад. Уход круглый год», он начал словами: «Почвы в Ленинградской области, грубо говоря, нет». Не спешите только по этому поводу заранее, как некоторые слушатели, расстраиваться. Юрий Борисович затем ясно и убедительно доказал, что это не приговор, что настоящий садовод и почву создаст, и сад взрастит…

Такие вот слова звучали в тот вечер в офисе на Миллионной улице, которая меж «царским домом» и Летним садом, ввиду «изумрудных невских берегов», на которых четвёртый уже век питерцы усердно лелеют, говоря словами поэта Ивана Козлова, и «цветники душистые», и рощи, и сады.

Александр РЕБРИК.

См. также:

Ландшафты собирают и форум, и кворум: о форуме «Зелёной стрелы» 

О ближайших путешествиях «Зелёной стрелы» 

 

Вернуться к разделу: События, даты, юбилеи