ГВОЗДЬ НОМЕРА - КОЛОННА: послесловие к ноябрьскому ВС

poslС колонны и начнём. Потому что слышу: «Что вы о ней заладили, видите, не идёт». Потому и пишем, что растение удивительное, и урожайное, и декоративное, подходит для самого маленького сада, а судьба у него пока незавидная, даже самые верные мичуринцы, бывает, теряют веру...

Пишем, чтобы вы знали о достоинствах и слабых местах колонновидных яблонь, о причинах неудач, какие и где приобрести надёжные саженцы, как их правильно растить.

С одной стороны жаль, что свет нашей колонны клином сошёлся на авторе статьи, а с другой, это даже хорошо. Если вы выполните все заветы М. В. Качалкина, а что-то снова не пойдёт, то понятно, кого спросить, кто поможет. Это вам не развал на каком-то километре какого-то шоссе, где всегда есть всё, что вы ни спросите, кроме ответственности.
Так уж ведётся: от порожней бочки грохоту больше, чем от полной. Удачливые садоводы не часто хвалятся. О неудачах говорят охотнее, часто даже не попытавшись разобраться в причинах. Вот их и слышно. Между тем, вполне довольны колоннами Валерий и Надежда Черненко из Челябинска. В своём блоге «Лучшее в саду» они подробно рассказывают о положительном опыте выращивания и даже селекции. В отличие от многих, им с ‘Президентом’ повезло, он настоящий, зимостойкий, с сочными, «очень хорошего кисло-сладкого вкуса» плодами. Довольны и их друзья из Перми, которых, правда волнует, как уберечь деревца от мышей. У их знакомых садоводов из Омска не первый год зимуют и плодоносят десятки колонн сорта ‘Президент’ и формы 384. Вслед за автором колонной Черненко считали и сорт А. И. Сидельникова из Магнитогорска ‘Аркаим’. Его исходные формы — ‘Московское Ожерелье’ и ‘Серебряное Колечко’. Теперь, когда у дерева «сформировалась крона в виде метлы», автор именует её «яблоней со спуровым типом плодоношения». Тем не менее, восьмилетнее дерево близкого к колонне ‘Аркаима’ одаривает 7—8 вёдрами отборных яблок лучшего вкуса, чем у ‘Мелбы’. Хорошо растут и ‘Валюта’, и ‘Президент’, у друга моего друга, садовода от Бога, Автандила Мамардашвили в Самтредиа в благодатной Колхиде. Несколько лет назад, когда отношения Грузии и России были совсем неважные, когда главный санитарный врач РФ перестал пить «Боржоми», Автандил привёз из Мичуринска полсотни колонн. Не потому что ему надоели зреющие в его саду яблоки лучших в мире сортов, а потому, что «это новое, интересное». Те, кому неинтересно, те, по словам Автандила, «холодные люди», это не вы. Вот о колоннах и пишем.

Другая «космическая» тема ноябрьского «ВС» — геопластика, авторы Юлия Болтрушевич и Сергей Костенко. Архитектурно-художественным преобразованием рельефа человек занялся, едва только стал «сапиенсом». Вот взгляд Н. К. Рериха на одну из разновидностей этого рода деятельности: «Русь усыпана курганами, потому что Русь боролась». Когда дошло дело до садов, то временами, по выражению Жака Делиля,  «терзали землю», стараясь «овраги выровнять, холмы и рощи срыть, в площадку гладкую всю местность превратить». Всё так знакомо, этим и сегодня заняты 99% отечественных дачников. И авторы статьи говорят о стремлении людей сделать участки как футбольные поля. После «уравнительной» эпохи, как свидетельствует тот же Делиль, наступило время, когда всё наоборот: «пригорки делают и роют там овраги, где не бывало их, и быть не надлежит». Тонкая это материя, геопластические работы. Чтобы получился шедевр, вроде «Сада космических размышлений», как у Чарльза Дженкса, или просто добротные декоративные компоненты сада (каменистые горки, поднятые клумбы, террасы), или даже прозаические «треугольные чудо-грядки» для овощей, нужны знания, умение и вкус, а иначе «всё это выглядит комично и убого». Сад с оригинальным «эволюционирующим» ландшафтом новатора Дженкса в Портраке выглядит «космично», в нём воплощено многое из того, что прежде было изложено им в книге «Язык постмодернистской архитектуры». С этим  непростым языком неплохо бы разобраться, тем более, что «Стройиздат» выпустил её на русском ещё в 1985 году, а Ч. Дженкс уже обрушил на нас новую — «Архитектура скачущей Вселенной». За зиму надо бы нам подтянуться...

Александр Ребрик.

Фото: ©Foter.com/Chronon6.97 (CC BY-NC-ND); Norwood Young «The Story of Rome» (1901).

тт