ВКУС «ЦВЕТОЧНОГО ДЖЕМА»-2019

0_jem2019Александр РЕБРИК, главный редактор «Вестника садовода».

 

 

 

 

 

 

Внимательно следил за до предела открытым для всех, очень международным (11 стран), третьим по счёту фестивалем «Цветочный джем». Многого ожидал, многое увидел, не во всех 42-х «джемовых» садах, к сожалению, побывал, но и немало удовольствия, впечатлений получил. Прежде всего я благодарен организаторам этого оригинального, масштабного и полезного конкурса. Да, это похоже на Челси, Хэмптон-Корт, Московский фестиваль садов и цветов, «Сады и люди» и другие замечательные выставки, но те продолжаются неделю-две, проходят на ограниченном пространстве, привлекают ограниченный круг людей. А тут размах («самое масштабное в мире ландшафтное мероприятие») и качество проектов, и величие целей — озеленяем и украшаем город, дарим радость, просвещаем и вдохновляем москвичей и гостей столицы.

Задача — донести до тысяч и тысяч прохожих, однообразных и непохожих, скромный, даже не образ, а намёк на рай, имитацию природы. Задержать их внимание на том или ином растении или композиции. Пробудить мысль о том, что самому пора сделать шаг навстречу природе — выехать, погулять-побродить, а там и создать на земле нечто подобное увиденному здесь, на городском асфальте.

1_jem2019 «Удивительный сад», Мегги Ву, Алехандро О'Нейл (КНР, Уругвай). Золотая медаль
(номинация «Средний выставочный сад»).

2_jem2019
«Красный сад», авторский коллектив компании «Архиленд» (Россия). Золотая медаль (номинация «Большой выставочный сад»).

На это работали сами сады — они разные, яркие, броские, привлекательные. Зазывали «джемовские» штандарты, информировали и просвещали щиты. Для всех желающих устраивались экскурсии, уроки окружающего мира для школьников, их проводили создатели садов, кураторы конкурса и делали это профессионально, увлекательно, с душой.
Помимо конкурсных садов, «Цветочный джем» большим ландшафтным проектом разлился на Манежной площади ковром из хризантем на 10 сотках, удивляя и радуя.
Завершился фестиваль, подведены итоги, названы победители, сады разъехались кто куда.
Отдаю должное мастерски сделанному на старом Арбате большому выставочному саду «Выше крыши», удостоенному Гран-при и золотой медали. Это очень правдивая картинка недавней уходящей Москвы, такой себе «романтический реализм».

3_jem2019    «Выше крыши». Патрисия Гарсиа Алайо (Россия). Гран-при и золотая медаль (номинация «Большой выставочный сад»).

Но для меня №1 — «Архитектура природы» на Новом Арбате, за обещание быть в гармонии с природой, удачный подбор растений и их качество.

4_jem2019 «Архитектура природы». Авторский коллектив компании «Дерево парк» (Россия). Гран-при и золотая медаль (номинация «Средний выставочный сад»).

Понравились мне и «Звуки города», раздававшиеся у входа в Парк имени Горького. Крупные растения этого сада под стать большому городу, они не яркие, ибо его автор, Елена Горская, хочет, чтобы «человек, здесь отдыхал, а зелёное и синее его успокаивали». Позаботилась Елена и о том, чтобы ничто в саду не беспокоило отдыхающего, чтобы «садовод не гробился на даче», «наш сад малого ухода, даже если сорняки появятся, никто не заметит». Сад хорош, а вот «звуки-тезисы» для меня сомнительны.

5_jem2019     «Звуки города», Елена Горская (Россия). Серебряная медаль (номинация «Большой выставочный сад»).

Больше других я наблюдал сад Алессандро Тривелли и Сильвии Калатроне «Пейзаж — это Ты» у ЦУМа — с закладки его 1 июня до сентябрьской золотой медали. Заинтриговало заявление авторов, что будет создана имитация естественного ландшафта средней полосы России по мотивам произведений Ахматовой, Гиппиус и Цветаевой. Обещано было «погрузить» посетителей сада в действо, сделать их участниками «диалога с архитектурой и историей пространства». На мой взгляд, задачи, которые итальянцы поставили перед собой, невероятной сложности: на 300 квадратных метрах, на асфальте воспроизвести русский пейзаж, да ещё в представлении сразу трёх равновеликих и столь самостийных личностей. Что знают они о неродном ландшафте, какие стихи читали и что поняли в них? Такое думалось мне, когда глядел на сгруженные на площадке контейнеры с приунывшими на жарком солнце деревцами, кустами, многолетниками. Это похоже, как если бы повар из Милана, который не знает вкуса квашеной капусты, грозился научить нас щи варить.

Ахматова Анна была близка садовому делу: «я на солнечном восходе про любовь пою, на коленях в огороде лебеду полю». Вот вам и сад «малого ухода». «Словно в цветник предосенний, походкой лёгкой вошла» она в приморский сад, где были последние розы, чтобы «взглянуть на звёзды и потрогать лиру». Разберёмся, каким же видела Ахматова русский пейзажный сад. Это — «светлый сад, привольный, ясный, под огромным небом», где «соком наливаются дубки, и лиственницы нежные, и липы в спокойных водах тихого канала, как в зеркале любуются собой». Там место для клёна и «жидких берёз», густых ракит и красных прутьев лозы. Туда может ворваться «серебряная ива седым великолепием ветвей». Ахматова считала, что уместен там и «белый траур черёмух», а «в память той невстречи» обещала посадить шиповник. В полном соответствии с программой «Цветочного джема»-2019, и лопухи она любила, и крапиву, и жёлтый одуванчик…

Уверен, что дизайнеру было бы интересно воплотить и такой вот проект Зинаиды Гиппиус, изложенный ею в стихотворении «Поэту родины»: «угодила я тебе травой, зеленями да кашками, ширью моей луговой, сердцами золотыми — ромашками. Люби ядовитый туман … подзаборный сухой бурьян…Заблудись же в моих лесах, ожигайся моей крапивой». Дороги Гиппиус и «тени прозрачных берёз», и багровые «стволы задумчивых сосен», и «тонкого тополя веточка нежная», и «сирени в утренних росах». Признаёт она и имеющийся у неё недостаток: «я вечно жду цветов нездешних ещё не сознанной весны».

Вот и Цветаева «за этот ад, за этот бред» просила послать ей прохладный и одинокий «сад на старость лет». При воспоминании о России у неё выстраивается такой живописный ряд: ели, рожь, берёза, ольха, осина, рябина, вереск, лишай, мох. «Нерусское» для неё — плющ, спаржа «толстоногая» да «лилии пламенного цвета, с запахом мощей». Она считала, что есть «рябина — судьбина горькая, русская», что зажглась «красною кистью», «краше Давида-царя». А «багрова, багрова бузина цельный сад залила». Пишет Цветаева о берёзовом серебре, называет ивы своими провидицами и небесными жителями, просит поклониться от неё русской ржи, вспоминает «рай огородов», хочется ей «в великий покой мхов».
Перечитывал сочинения наших серебряных классиков, припоминал отечественные пейзажи и ходил смотреть, что у итальянцев получается. Похоже, как в цветаевских стихах о Москве, которая «огромный странноприимный дом», где было обещано свести странника, чужеземного гостя, «к Нечаянной радости в саду». Конечно, получилось то, что и должно было получиться — «то берёзка, то рябина, куст ракиты», и радость вполне ожидаемая.
Издалека видны берёзы — высокие, правда, жиденькие, рябины живые, густые. Есть горные сосны, барбарисы, спиреи, много хост, баданов, папоротников, злаков.

6_jem2019 «Пейзаж это Ты», Алессандро Тривелли, Сильвия Калатрони (Италия). Золотая медаль
(номинация «Большой выставочный сад»).


Холодная и сырая погода была благоприятна для растений, и они набрали силу и вид. Место бойкое, оживлённое. Много и проходящих, и присаживающихся, желающих, как Цветаева, уйти к деревьям, чтобы «спастись от рёва рыночного». Нет цветистости, пейзаж манит теплом, уютом, светом, да всё это, включая и созерцателя, ещё умножается бесчисленными отражениями в зеркалах, которые оживляют и зрительно расширяют сад.
Здесь я должен перевести дыхание, собраться духом и признаться, что не знаю, знал ли Тривелли о том, что у Зинаиды Гиппиус есть и стихотворение «Зеркала», и рассказ с тем же названием, и статья «Тайна зеркала». Может, они и натолкнули его на мысль об иммерсивном саде, который позволяет «выстроить новые отношения между городом, людьми, природой, историей и культурой»? Или это Гиппиус из своего «далёко» предвидела то, что нам лишь сегодня приснилось? Читайте:
А вы никогда не видали? В саду или в парке — не знаю, везде зеркала сверкали. Внизу, на поляне, с краю, вверху, на берёзе, на ели, где прыгали мягкие белки, где гнулись мохнатые ветки, — везде зеркала блестели. И в верхнем — качались травы, а в нижнем туча бежала… но каждое было лукаво, земли иль небес ему мало, — друг друга они повторяли, друг друга они отражали… и в каждом зари розовенье сливалось с зелёностью травной; и были в зеркальном мгновеньи земное и горнее — равны». (1936)
Нельзя, конечно, считать «охваченными» фестивалем миллионы тех, кто за лето прошёл мимо садов. Убедился сам и уверяю вас, что абсолютное большинство участников пассажиропотока станции «Краснопресненская», а их за день проходит несколько десятков тысяч, не видели прекрасно сработанный итальянскими мастерами, отмеченный золотой медалью, сад «Круг».

7_jem2019   «Круг», Лоренца Бартолацци, Лука Каталано, Клаудиа Клементини (Италия). Золотая медаль (номинация «Большой выставочный сад»).

Я наблюдал как люди безразлично проходят мимо садов и весьма ярких штандартов «Цветочного джема», не замечая того, что адресовано каждому живому, что потребовало вложений ума, труда, усилий и средств. Одни бегут по делам, другие пусты, многие думают, что так оно и должно быть, может, так оно и было всегда. Я искал «вдохновлённых», разговаривал с проходящими, даже спешащими, с теми, кто присел в садике на лавку, с теми, кто живёт в городе и каждодневно бороздит пространство города, местами густо уставленное садами «Джема». Спрашивал, а они не знают, почему не заметили сделанного для них, почему так непробиваемы, как в броне. Поговоришь с таким «броненосцем», и человек оттает, разглядывает, расспрашивает и говорит кому-то «спасибо», хотя бы за лавочки в центре города. Обидно, что непробиваемых в сто раз больше, чем заинтересовавшихся.

8_jem2019

9_jem2019

Глазеющих на фейерверки всегда будет больше, чем тех, кто серьёзно увлекается садоводством. И тем не менее, всё не напрасно. Люди привыкают жить если не в окружении, то в присутствии красоты, рано или поздно начнут задумываться, откуда она берётся. Тогда-то и наступят райские времена.

10_jem2019  «Жизнь», Елизавета Козырева (Россия). Бронзовая медаль (номинация «Большой выставочный сад»).
11_jem2019  «Шелковый путь», Тинатин Химшиашвили, Гиорги Сагинадзе, Марина Шиманская (Грузия). Серебряная медаль (номинация «Средний выставочный сад»).

Не перестанем же бисер метать и продолжим начатое благородное дело — варить «Цветочный джем», чтобы его на всех хватило.

12_jem2019

Александр РЕБРИК, главный редактор «Вестника садовода».