РОЗЫ АР-ДЕКО. 2. Марти и прочие

0_Andre_MartyАлександр РЕБРИК, главный редактор «Вестника садовода».

 

 

 

 

 

 

«Привилегии красоты неизмеримы. Она действует даже на тех, кто её не признаёт» (Жан Кокто)

Заметки эти пишу во славу розе, иным цветам и деревьям, некоторым явлениям природы, высказывая заодно и хвалу изысканным, элегантным произведениям художников, работавших в стиле ар-деко. Так и хочется окунуться в тот дивный мир, выросший из ар-нуво, неоклассицизма, футуризма, кубизма, конструктивизма, впитавший даже мотивы культурного наследия древних египтян, ассирийцев и майя. Ар-деко оставил заметный след и в отечественной культуре, прежде всего в архитектуре (проект Дворца Советов, некоторые станции Московского метрополитена, павильоны ВДНХ, здания Библиотеки им. В. И. Ленина, Северного речного вокзала, Центрального Дома архитектора). Заманчиво уйти в дебри, разобраться в национальных особенностях стиля, одним словом — копать и копать, но оставим это дело искусствоведам и историкам искусств. Довольно будет и того, что обратим внимание на яркий декоративный стиль, господствовавший в 1910-1939 гг. в Старом и Новом Свете. Название его связано с Международной выставкой декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (1925). На ней отчётливо обозначились основные черты ар-деко — привлекательные формы и образы, театральность, дорогие материалы.
Во главе всего был Париж. Как писал В.Маяковский — «Париж приказывал. Париж выдвигал. Париж прекращал. Так и называлось: парижская мода». Заметил поэт, что «живопись — самое распространённое, самое влиятельное искусство Франции», что «внешность» (форма) в нём всегда преобладала. Квартиры, кафе и рестораны увешаны картинами. «На каждом шагу магазин-выставка. Франция дала тысячу имён». Некоторые из них давайте вспомним.
Заметный след в истории ар-деко оставил французский художник Андре Марти (1882-1964). Как и Эрте, никогда не изменял стилю ар-деко. Он иллюстрировал книги, женские журналы, House&Garden и другие, создавал эскизы для известных домов моды, костюмы и декорации для кино, театральные афиши. Особенно удачны и известны его костюмы и афиши для Русского балета С. Дягилева и Национального театра Франции. Со временем увлёкся созданием ювелирных изделий, ваз и других предметов интерьера.
Часто в его работах встречаются розы, тем он нам и интересен прежде всего. Розы Марти не только красивые, но и душистые.

1_artdec2  2_artdec2

3_artdec2  4_artdec2

Жоржа Барбье (1882-1932) также знают как художника и иллюстратора. Первая персональная выставка его состоялась в 1911 году, а первая проиллюстрированная им книга — «Вацлав Нижинский. Рисунки танцев» вышла в 1913 г. Следующий его альбом был посвящён Т. Карсавиной. Барбье прославился своими сценическими костюмами для того же Русского балета. Считается, что вклад этого художника в успех «Русских сезонов» не меньше, чем Льва Бакста. Работал также для кино и журналов мод. В журналах он публиковал не только рисунки и графику, но и критические статьи. Вот розы в вазе наблюдают «Трудное признание».

5_artdec2

А вот весь в розах его эскиз костюма для главного героя пьесы М. Ростана «Любовная жизнь Казановы» (1918 г.) и его «Нежный аромат» (1922 г.), «Розарий» (1922 г.), «Розы ночью» (1914 г.).

6_artdec2  7_artdec2

8_artdec2  9_artdec2

Пьер Бриссо (1885-1964), живописец, гравер. Он был постоянным иллюстратором «La Gazette du bon ton», сотрудничал со многими другими изданиями. Его работы выделяются — это сценки из жизни верхушки общества, поданные живо с юмором. Изображены, как правило, не только основные модели, но и прочие персонажи.

10a_artdec  11_artdec2

Жорж Лепап (1887-1971) — знаменитый модный иллюстратор 1920-30-х годов, воспел красоту, изящество и вкус парижанок начала прошлого века. Сотрудничал с Полем Пуаро. Его занимали проблемы интерьера, он первый ввёл такие элементы украшения как хрустальные люстры, диваны с подушками. Как и другие французские художники участвовал в «Русских сезонах» С. Дягилева. Особенно удачной была его афиша «Петрушки» И. Стравинского. Жорж Лепап известен своим оформлением журналов. Только для Vogue с 1910 по 1930 год он создал около ста обложек и иллюстраций.

12_artdec2  13_artdec2

14_artdec2

Жан Кокто (1889-1963) — поэт, писатель, драматург, художник, кинорежиссёр. Предлагаем вашему вниманию только одну работу Кокто-художника, имеющую прямое отношение и к розе, и к России.

15_artdec2

И ещё цитату из Кокто в связи с ар-деко — «стиль — это простой способ говорить сложные вещи». Да ещё стих, правда, характеризующий поэта не с лучшей стороны: «О, уроки, я вас не любил: изучить в минимальные сроки Соммы притоки, названия веток и майских кустарников».

16_artdec2

Поль Ириб (1882-1935) — талантливый художник, иллюстратор, дизайнер, баск по национальности. Самые известные его работы включены в каталог платьев законодателя женской моды Поля Пуаре — альбом «Платья Поля Пуаре, представленные Полем Ирибом» (1908 г.). Долго сотрудничал со знаменитыми кутюрье Коко Шанель и Жанной Ланвен.

17_artdec2

В погоне за розами и садами мы с вами заглянули в красивое прошлое искусства и моды, созданное знаменитыми мастерами ар-деко и воспроизведённое на страницах тогдашних изданий. Модные иллюстрации второго и третьего десятилетий прошлого века пропагандируют стиль, изящество и хороший вкус (bon ton). Возьмём в руки современные модные издания и убедимся, что их эстетика придумана и выстроена ещё столетие назад, что тогда и сейчас роза, цветы украшают и радуют.

Александр РЕБРИК, главный редактор «Вестника садовода».

См. также: Розы ар-деко: 1. Эрте

 

Вернуться в раздел Слово редактора