РОЗЫ АР-ДЕКО. 1. Эрте

0_erteАлександр РЕБРИК, главный редактор «Вестника садовода».

 

 

 

 

 

«Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого, как небо, аи». (Александр Блок)

Повод для разговора дала выставка «Гении ар-деко. Парижская мода». Она проходила в открывшемся недавно музее Гранатный двор на Спиридоновке (д. 3-5, стр. 1). Там я увидел,  наконец, настоящую «Чёрную розу», кем только из селекционеров не обещанную. Сколько уже раз говорили про розы с цветками тёмно-бордового цвета — «чёрная», но они всегда «почти чёрного», а по-настоящему «чёрная роза» — это всего лишь символ печали, да ещё анархизма. А её, оказывается, давным-давно «изобрёл» наш соотечественник — художник Роман Тыртов, известный под псевдонимом Эрте (1892-1990).

1_erte Эрте в Париже, 1914 год.

2_erte Эрте. Чёрная роза. 80-е годы.

Роман родился в Кронштадте, где его отец в чине генерал-майора возглавлял Морское инженерное училище. В 1900 году он с родителями побывал на Всемирной выставке в Париже, а в 19 лет после гимназии отправился туда с намерением стать художником. Этому самоучке был дан талант, который оценил самый известный в то время в мире моды человек — Поль Пуаре. Эрте разрабатывал эскизы одежды, аксессуаров, оформлял театральные представления и журналы, вроде «Харперс Базар». Жил во Франции и США, работал в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, долго сотрудничал с С. Дягилевым, Джорджем Баланчиным, Роланом Пети. Утончённый вкус Романа Эрте, его изящная графика облагораживали промышленное и гламурное. При этом он, как отмечает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, — «не впадал в манерность и кривляние, на грани которых всегда балансировал».

Эрте один из тех, кто доказал, что массовое искусство может быть настоящим искусством. Со временем его привлекла скульптура, после 80-ти он «сосредоточился на гравюре и бронзе». Много путешествовал и устраивал свои выставки по всему свету. Когда он в 1989 году работал над двумя постановками в Нью-Йорке, праздник в его честь устроил небезызвестный ныне Дональд Трамп. Свою последнюю постановку — Пасхальное шоу для Радио-Сити в Нью-Йорке мастер увидеть не успел, умер в апреле 1990 года на 99-м году жизни.

Большая выставка в Эрмитаже «Эрте. Гений ар-деко: возвращение в Петербург» летом 2017 года обошлась без роз. А между тем Тыртов был к розам неравнодушен. В этом вы сейчас убедитесь, посмотрев небольшую подборку «розовых» сюжетов из его огромного наследия, насчитывающего 17 тысяч работ.

Большинство из них создано в 1980-е годы. Именно тогда, уже перешагнув 90-летний рубеж, Эрте создаёт более ста эскизов к постановке оперы Рихарда Штрауса «Кавалер роз», она же «Кавалер розы», «Кавалер с розой». Опера, между тем, не о розах, а о кавалерах, дамах, любви. По сюжету сват — Кавалер или Рыцарь Розы — всего лишь должен исполнить традиционный обряд: вручить серебряную розу невесте. Да, к слову, весной 1933 года на вилле Тыртова его друг князь Урусов показывал неопытному садовнику, как нужно обрезать розы, и уколол палец. Через эту рану попала инфекция, и князь вскоре скончался.
Вот вам ещё розы. На фоне роз и ромашки, повторенный пять раз неведомый яркий цветок и красавица 1987 года.

3_erte Эрте. Розы.

Ночные и дневные розы на платьях 1989 года.

4_erte Эрте. Платье с розами. 1989 год.

5_erte Эрте. Ночные розы (Платье с розами). 1989 год.

А вот плащ из роз. И некая леди вся в розовом.

6_erte Эрте. Цветочный плащ. 1981 год.

7_erte Эрте. Розовая леди. 1980-е.

Единственный сад у Эрте, который мне удалось найти, оказался лунным.

8_erte Эрте. Лунный сад. 1987 год.

 Художник, однако, приветствует и другие цветы. Гвоздику, например.

9_erte Эрте. Гвоздики. 1987 год.

 А посмотрите, как изящно выглядит его виноград!

10_erte Эрте. Виноград. 1982 год.

Эрте и его барышни далеки от природы, но не безразличны. От времени года зависят не только земледельцы. И модницы одеваются по сезону. И художник ведает и весну, и осень, внимательно приглядывается к тому, что происходит в природе, ценит её непостоянство.

11_erte

Эрте. Осень. Серия «Четыре сезона». 70-е годы.

Осень Эрте выглядит грустно, как и «Сентябрьская роза» у Афанасия Фета:
 «За вздохом утренним мороза,
Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза
В день быстролётный сентября!

Перед порхающей синицей
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах…»
Эрте тут же элегантно предупреждает о том, что впереди нас ожидают ещё и зимние испытания, а к ним надо готовиться загодя, да и шуба не помешает.

12_erte

Характерный для художника ненавязчивый оптимизм и большой жизненный опыт дали ему основание утешить созерцателей его творений — за зимой непременно последует красавица-весна, которая в мае-месяце будет выглядеть на все 100%.

13_erte Эрте. Приход весны. 1982 год.

14_erte Эрте. Май. 1990 год.

Вот мы и прошлись по розам одного из самых видных представителей стиля ар-деко. К тому же, Эрте наш, хотя и не сильно жаловал Россию. Она для него, похоже, закончилась, как только он покинул её. Впрочем, скорее она оставалась в нём, независимо от его желаний. В его отношении к родине и миру сказался, видимо, характер. Начало его творческой биографии совпало с рождением нового стиля, который пришёл вслед за ар-нуво (он же модерн, югендштиль, либерти, тиффани) после первой мировой войны и просуществовал до следующей мировой. Это «декоративное искусство» — стиль изысканный и привлекательный, стиль дорогой и солидной красивости, адресованный «среднему классу». Он не о будущем, он потребительский, звал наслаждаться жизнью здесь и сейчас.

Художники-модернисты вкладывали в свои работы символику, порой сложную, а «ар-дековисты» искали внешний эффект. Если в модерне преобладали растительные мотивы, то в ар-деко — животные. Так вот, Эрте к началу 20-х годов прошлого века стал наиболее востребованным художником в мире шоу и варьете во Франции и США. Он устраивал великолепие, дарящее «наслаждение взгляду и слуху». Корреспондент газеты «Газетт дю бон тон», описывая, увиденное им в доме Эрте, отмечает сотни театральных рисунков, похожих на прекрасных бабочек в стеклянном ящике энтомолога, «здесь персонифицированы» слоновая кость, чёрное дерево, перламутр, рубины и жемчуга, украшения из алмазов, кожи или меха. «Подобно человеку, собирающему букет, показывал мне Эрте свои бессмертные рисунки».

В искусстве, как и в природе, всё меняется, на смену ар-деко пришли новые стили, а Эрте остался верен себе, «окуклился», подобно бабочке, в своём стиле. Лишь в конце 1960-х годов ар-деко вновь оказался востребованным и об Эрте вспомнили. Он снова стал получать много заказов и выставляться. В 1975 году вышла книга его воспоминаний под названием — «Вещи, которые я помню». Среди них и повествование о России его детства.
О розах иных художников ар-деко — в следующей публикации...

Александр РЕБРИК, главный редактор «Вестника садовода».

 

Вернуться в раздел Слово редактора