XI КОНФЕРЕНЦИЯ АППМ: старт садового сезона 2018 года

0_IMG_81607-9 февраля 2018 года прошла XI ежегодная конференция Ассоциации производителей посадочного материала: «Питомники России: стратегии развития». С отчетом о конференции – главный редактор «Вестника садовода» Александр РЕБРИК.

 

 

 

1. Ассоциация производителей посадочного материала — это сила

Ассоциация уже объединяет 143 питомника из 38 субъектов РФ, а также 5 из Белоруссии и 4 из Казахстана, а ещё 55 организаций — садовых центров, научных и учебных заведений, поставщиков техники, материалов, оборудования, семян. Постоянно растёт число членов АППМ. Только в канун XI конференции вступило 26 организаций, чтобы, как выразилась О. А. Хлебородова, одна из вступивших, «быть в передовых рядах».

Проведено 11 конференций, налажен обмен информацией между питомниками, подготовлено несколько каталогов растений, «родились» ежегодная выставка «Сады и люди» и журнал «Вестник АППМ», организуются поездки в российские и зарубежные питомники.

АППМ — организация авторитетная и влиятельная. О ней уже знают наверху. Её признало Министерство сельского хозяйства, которое присылает своих представителей и, кажется, начинает прислушиваться к мнениям и предложениям питомниководов. Ассоциация вплотную занялась разработкой новых стандартов, и недалёк час, когда вся отечественная продукция станет качественной и более привлекательной для потребителя, чем импортная. С 2013 года развёрнута работа по изучению зимостойкости декоративных деревьев и кустарников. В ней участвуют 44 питомника.

1_img673 2_img674

10 лет назад несколько энтузиастов решили объединиться в АППМ. Они хотели производить посадочный материал, а обстоятельства вынуждали и до сих пор вынуждают заниматься спекуляцией — купил в Европе, продал в России. Народ подобрался дружный и упорный, он, вопреки трудностям, постепенно переламывает ситуацию. Ещё несколько лет тому назад, доля импорта превышала 90 процентов. А сегодня оптимисты, вроде И. Ш. Сафиуллина из парка «Зарядье» (растения парка «Зарядье»), уверяют, что отечественного товара уже больше 50%. В своё время меня радовало, что «Питомник Савватеевых», например, перестал продавать всё «с колёс», а взялся доращивать голландские саженцы, принимая тем самым на себя риски в случае его низкой зимостойкости. Сейчас, судя хотя бы по сортименту, доля саженцев, выращенных в подмосковном, тульском и белгородском отделениях питомника, весьма значительна. Со слов руководителя компании «Сады Урала» А. Н. Миролеевой, знаю, что они реализуют ежегодно более 2 млн. саженцев. Реализуют только то, что взрастили своими руками! Какое разнообразие — более 5 тысяч видов и сортов, одних яблонь 400 сортов, сливы — 200, флоксов и роз — 120.

3_IMG_8303                                               А. Н. Миролеева, руководитель компании «Сады Урала».

2. Лучше своя сорная трава, чем привозная пшеница (арабская житейская мудрость)

Продукция наших питомников становится всё более качественной. С похвалой отозвался тот же И. Сафиуллин о продукции нескольких отечественных питомников (особо отметил питомник «Агро», что в Каширском районе Московской области), поставлявших саженцы для «Зарядья». Дендролог В. П. Горяинова отметила оперативную работу ряда питомников, в результате которой появились, наконец, в продаже знаменитые чубушники селекции Н. К. Вехова. Всего же, по самым скромным подсчётам, в питомниках, состоящих в АППМ, выращивается ежегодно порядка 25 млн. саженцев плодово-ягодных и декоративных деревьев и кустарников, 13,5 млн. многолетников и однолетников. Одних только роз почти полмиллиона!

На конференции говорилось о достижениях некоторых селекционных центров. Правда, в основном, о плодовых и ягодных культурах. Из декоративных были отмечены разве что — шабуровские ивы, яблони селекции Л. А. Котова, да несколько десятков сортов сирени, выведенных творческой группой «Русская сирень». (О последних читайте прекрасную статью О. Н. Аладиной в первом номере журнала «Вестник АППМ»).

Однако, судя по дискуссии, развернувшейся на конференции, проблем всё ещё выше крыши. И «себестоимость отечественного посадочного материала, сравнимого с импортным, редко когда равна, а, как правило, выше импортных аналогов» (В. А. Колесник, директор компании «Сэликс Дизайн»). Потому и «ищем мы в краю далёком, что не найдём в краю родном». И рассчитывать на отечественную селекцию по большинству культур в ближайшее время не приходится. На науку нет денег, когда они, наконец, выделяются, то оказывается, что некому работать — старые кадры уже не могут, а молодых не вырастили. Потому «большая часть, выращиваемого в стране материала имеет, в конечном счёте, также европейское происхождение со всеми вытекающими  проблемами». Возьмём декоративные луковичные, это, по словам С. В. Максимова, директора агрохолдинга «Поиск», самая слабая позиция, ибо на 95% импорт из Голландии. Или землянику, которой ежегодно только в наших питомниках выращивается около 4,5 млн. штук. Но что именно предлагают? На весну 2018 года, например, в том же «Поиске» абсолютное преобладание сортов иностранной селекции, а во «Внуково» — все 15 чужие.

4_IMG_8268

Всё ещё не удостоились внимания наших питомниководов и многие прекрасные «свои» культуры, виды и сорта. Справедливо недоумевает тот же Колесник по поводу трёх видов вполне «нашинских» клёнов (к. мелколистного, к. маньчжурского и к. ложнозибольдова)«все три не найти днём с огнём». Ещё более пространный список «претензий» предъявил Ю. Г. Калугин, заместитель заведующего Ботаническим садом Петра Великого БИН РАН, СПб. Он полагает, что труды учёных «зачастую остаются невостребованными или просто неизвестными питомниководам, которые боятся выращивать новые культуры или заблуждаются относительно сложности их выращивания». Калугин, «с учётом итогов интродукции», рекомендует к внедрению новые группы растений. Это — три формы кипарисовика горохоплодного (Скварроза, Булевард и Плюмоза Флавесценс), видовые можжевельники — китайский и даурский, плакучая форма тиса ягодного, самшит китайский, гортензии  пильчатая и крупнолистная, клёны — мелколистный, Майра, ложнозибольдов и маньчжурский, рододендроны — катевбинский, японский, Шлиппенбаха, даурский, сихотинский, а также сакуры  — сливы мелкопильчатая, Саржента, курильская, надрезаннолистная, прекраснейшая. Юрий Гурьянович уверяет, что все эти «растения зимостойки в Санкт-Петербурге и могут быть рекомендованы для Северо-Запада России».

3. Колотись, бейся, да всё надейся (русская поговорка)

 Конечно, работать членам АППМ, как и всем остальным, приходится в непростых условиях. В стране, как учит П. Ю. Ершов, снижаются темпы роста ВВП и реальные доходы населения, поэтому «рассчитывать на поддержку со стороны государства не стоит».

5_IMG_8489

К тому же «рынок товаров для сада вошёл в стадию насыщения» и вскоре непременно последует «этап сокращения, или консолидации рынка», время предпринимателей-романтиков прошло, «наступила эпоха профессиональных менеджеров и специалистов». Именно эти люди «поднимутся, даже если упадут», выживут в условиях острой конкуренции, добьются своего.

Для этого требуется опора на науку, соединение накопленного нашими питомниками опыта с наукой, — заявил М. В. Качалкин, председатель правления АППМ — Без науки невозможно. За рубежом вся наука частная, а у нас — ни то, ни сё, ни денег, ни заданий. Самые успешные компании, вроде агрохолдинга «Поиск», добились высоких результатов благодаря науке, большим объёмам производства, низкой себестоимости продукции. Они конкурируют не только с отечественными, но и зарубежными компаниями.

6_IMG_8134 

М. В. Качалкин, председатель правления АППМ, открывает выставку. Слева направо: В.А. Ковальчук,  директор питомника «Агро»; С.Л. Чижова, арт-директор компании «Ландшафтное Искусство»; С. В. Максимов, директор агрохолдинга «Поиск»; А. Н. Миролеева, руководитель компании «Сады Урала».

О том, как важна для сельского хозяйства поддержка со стороны государства, горячо говорил директор «Совхоза имени Ленина», он же по совместительству временно кандидат в президенты РФ, П. Н. Грудинин.

7_IMG_8525                                               П. Н. Грудинин, директор «Совхоза имени Ленина».

Вот некоторые его высказывание о проблемах отрасли и короткие комментарии к выступлениям предыдущих ораторов: «Мы вправе рассчитывать, что государство повернётся к нашим производителям лицом и мы — сможем получать кредиты на 20 лет под 1,5%, как мой партнёр в Германии; рассчитывать на заказы от госструктур, которые ежегодно тратят на озеленение 300-500 млн. долларов, отдавая их за рубеж, готовить квалифицированные кадры, а не таких как сейчас, которых приходится переучивать. Вот я услышал, что у «Поиска» порядка ста сортов земляники, в основном иностранной селекции. А сколько с ними привозят болезней и вредителей!». О выборах П. Н. Грудинин не сказал ни слова...

Справедливо указывая на упадок в селекции, на то, что институты садового профиля, которых насчитывается 17, недостаточно активно продвигают свои новые сорта, (которые к тому же, возможно, и не заслуживают внимания), следует признать и пассивность питомниководов. За последние 5 лет в Государственный реестр селекционных достижений РФ включено около 30 новых сортов земляники и 20 малины, но в большинстве своём питомниками они ещё не востребованы.

Тем не менее, на конференции приводилось немало обнадёживающих примеров установления сотрудничества учёных и практиков. Например, биологи из Пущино избрали в качестве партнёров ООО «Каверино плантс» и ИП Галактионова Т. В. для масштабного выращивания селекционного посадочного материала малины и земляники.

 4. Выгода на миг, доброе имя навек (японская пословица)

 АППМ стремится крепить союз питомниководов с ландшафтниками, садоводческими хозяйствами, государственными структурами, занимающимися озеленением и массой садоводов-любителей. Лучше всего удаётся установление контактов с ландшафтными архитекторами и дизайнерами. Уже не один десяток организаций ландшафтного профиля состоят в АППМ, активно и успешно сотрудничают с производителями посадочного материала. Примером тому служит, работавшая в рамках X-й и XI-й конференций фотовыставка «Растения в садах». Её инициатором и организатором выступила С. Л. Чижова, арт-директор компании «Ландшафтное Искусство». Все мы любим растения, — говорит Светлана Леонидовна, — те, кто выращивает саженцы, и те, кто их сажает. Свою задачу она видит в том, чтобы «показать, как живут растения в садах после переезда с поля на постоянное место жительства». Идею поддержали многие «талантливые и трудолюбивые коллеги» Чижовой из всех уголков страны.

8_IMG_8561

Кроме того, сами питомники «обрастают» дизайном. Ещё десять лет назад, чтобы показать любителям  образцы оформления небольшого сада, надо было везти их в северную столицу в садовый центр «Динос-Парк» на Приморском шоссе. Сейчас уже, пожалуй, садового центра без такой демонстрационной площадки не найти. И это правильно, считает О. Д. Пискарёва, руководитель ландшафтного бюро Gardie агрохолдинга «Поиск», потому, что у покупателя, увидевшего готовое решение — созданную профессионалом «красивую, гармоничную картинку», «возникает желание иметь такую же красивую композицию у себя в  саду, и он готов совершить действие, то есть покупку». Такой шоу-сад на 30 сотках создан в самом «Поиске».

9_IMG_6846

Кроме того, Оксана Дмитриевна отметила пейзажный парк на 5 га в «Питомнике Савватеевых», парк Гарден Холл СЦ «Империал Гарден», «Иву-Парк» в «Питомнике Ахмечет», миксбордеры в «Каверино плантс», «Ёлы-палы» и «Мире растений».
Больше того, подобно тому, как Минсельхоз признал АППМ, ландшафтный дизайн начинает «признавать» право скромных прозаических плодово-ягодных растений появиться в изящных садах. Е. И. и А. Е. Седовы («Садовая компания «Садко») «вступаются» за «плодовые в ландшафте», считают, что актуальность данной темы очевидна в связи с решением таких задач, как «расширение комплекса восприятий сада за счёт включения всех органов чувств», реконструкция исторических садов и памятных плодовых деревьев, создание садов-воспоминаний, а также агроусадеб, основной целью которых является производство экологически чистых продуктов питания». Елена Ивановна и Андрей Евгеньевич решительно отвергают попытки принизить вклад отечественных селекционеров, отмечают как прорывные достижения — создание колонновидных яблонь, выведение устойчивых к парше сортов яблони обыкновенной, морозостойких сортов яблони, абрикоса, черешни, русской сливы и продвижение их далеко на север, внедрение в сады таких культур, как актинидия, жимолость, ремонтантная малина, фундук.

5. Конференция АППМ — это событие

Такое событие состоялось уже в 11-й раз. Кто-то из руководителей Ассоциации сказал, что конференция это не праздник, а труд. Спешу согласиться с тем, что подготовить такое масштабное мероприятие, собрать более 800 участников, организовать согласованную и продуктивную их работу на протяжении даже не трёх, а по сути пяти дней (6-10 февраля) — это большой труд. Но собрав такую массу активных, прогрессивно настроенных, воодушевлённых людей, даже самый строгий начальник не может не радоваться.

10_IMG_8395

Благородное дело выращивания растений привлекает благородных людей, плохой человек заниматься этим не станет, он пойдёт на большую дорогу. Любо-дорого посмотреть на эти воодушевлённые лица, послушать их пламенные речи, узнать их поближе. Ну чем же это не праздник? Тем более он почти совпадает с Новым годом по лунному календарю. У японцев за этим следует первый месяц весны, а конференция АППМ, будем считать, знаменует начало нового садового сезона! Впереди у нас будут ещё встречи на выставках, лекциях, в поездках по садам и питомникам, но, как правило, всё в спешке, на ходу. А здесь есть время для общения и выяснения вопросов «что, как и куда растёт?»

Александр РЕБРИК, главный редактор «Вестника садовода».

См также:

Растения парка «Зарядье» 

Чудеса из интернета или «Поле чудес» для доверчивых садоводов