САДЫ КАК ЛЮДИ. Заметки с колеса обозрения

0_sadiludС 11 по 27 августа на ВДНХ в четвёртый раз работает выставка с самым тёплым душевным названием «Сады и люди». Она ещё ищет и себя, и место проведения (то Сокольники, то ВДНХ), и статус (то выставка, то фестиваль), но год от года становится солиднее, интереснее, а корни красивого садового древа с её логотипа всё глубже уходят в нечернозёмную почву.

 

В этот раз сады расположились на месте, где стояло огромное колесо обозрения, установленное к 850-летию Москвы. То ли у нового руководства города появились вопросы к прошлому юбилею, то ли лужковское колесо показалось ему недостаточно круглым… Сомнительная махина убрана и теперь здесь люди обозревают сады, ищут в них контрасты, как велит тема конкурса 2017 года. На суд людской свои работы выставили более 30 дизайнеров, известных, опытных и начинающих, которые демонстрируют искусство работы с растениями и цветом. Света, цвета, контрастов, идей много, местами даже густо. Бросается в глаза изобилие злаков, выглядящих не всегда уместно. Похоже «новая волна» докатилась и до этих сумрачных мест, заросших клёнами и тополями.

Только лишь я нырнул под зелёный шатёр, как оказался …в горах Армении, о которой средствами дизайна с любовью решили рассказать Светлана Зварич, Ольга Пятакова, Екатерина Богданова, Елена Герасимова, Светлана Моисеева, Борис Бурматов и Ирина Савватеева. Они, буквально только что вернулись из поездки в «страну камней» и решили поделиться с другими радостью своего открытия. Я знаю и люблю Армению с детства, всю её обошёл и объехал, потому это меня так порадовало.

1_IMG_0533   Армения, с любовью…

Вот вездесущие в Армении горы, выгоревшая трава, светлая, грустная музыка. На душице обыкновенной Compacta множество живых настоящих пчёл. Подумал, откуда они в городе, среди бетона, асфальта и людей, куда же понесут взяток? Вспомнил, что ещё в феврале Антон Кульбачевский, глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, обещал открыть в бывшем павильоне «Пчеловодство» Музей пчелы с живыми пчёлами, которые «будут свободно перемещаться по территории ВДНХ и возвращаться к себе домой, зимовать они смогут в пределах помещения музея». По-видимому, это они. Привлекли внимание и маски-зеркала, созданные Екатериной Поповой. Они напоминают о древесных нимфах — дриадах, яркие на фоне тёмной хвои они бодрят, веселят человека, помогая противостоять хмурой осенне-зимней невнятице.

2_IMG_0502                                       Отражения. Душа дерева – душа человека.

Близки и понятны мне чувства, которые подвигли Евгению Лапинскую на её «Метаморфозы». Она откликнулась на пронёсшиеся этим летом по стране бури и ураганы, оставившие за собой буреломы, изувеченные деревья. В центре композиции скульптура девушки, вырастающая из сломанного ствола, а вокруг всё поднимается, растёт, жизнь продолжается. 

3_IMG_0058  Метаморфозы.

Выразительно выглядит композиция Алексея Шиманова «Я погиб подо Ржевом» — контраст зелёного и чёрного. На ней следы давно прошедшей войны — заросший окоп, трак танка, кусок проволоки. Здесь же автор в военной форме того времени. Он говорит, что мы уже ничем не можем помочь тем, кто защищал этот окоп, но мы можем, мы должны не допустить кошмара войны.

4_IMG_9636                 Я погиб подо Ржевом…

Ещё более лаконично выражается Анаит Акопян «Сад π» — красота таится не только в формах, но и в числах, пропорциях.

5_IMG_0546  Сад π.

Запомнились мне и «стереотипы человека социального» в большом саду Алёны Кудрявцевой «Время перемен». Протиснувшись в них, миновав «кривое зеркало» — символ искажённого восприятия облика человека, попадаешь в уютный сад, где царит спокойствие и гармония, где хозяйка потчует гостей пирогами и чаем.

6_IMG_0146                                                 Алёна Кудрявцева. Время перемен.

Долго сопоставлял противоположности, разгадывая китайские шарады итальянки Адели Сирони в её саду «Контраст и баланс». Обнаружил немало красот и на «тенистой стороне холма» (инь) и на «солнечной стороне горы» (ян).

7_IMG_9198 Контраст и баланс. Фрагмент сада.

А вот в малом саду «Гармония контрастов» (компании «Дубрава-Тула» и «Живая картина») наоборот, словно по контрасту, всё выглядит нарочито наглядно, незамысловато — вот вам белое и чёрное, круглое и квадратное.

8_IMG_0237 Гармония контрастов.

Поэтической составляющей и ржавыми дорожками запоминается большой сад «Мартобрь» Марии Крутовой. 

9_IMG_0513 Мартобрь. Фрагмент сада.

О том, как сад, в котором царит гармония, может соединить двух разных людей рассказывает «Sлияние» Катерины Богановой, созданное по мотивам картины Йозефа Климта «Поцелуй», которая вся в золоте.

10_IMG_9255   Катерина Боганова. Sлияние. Фрагмент сада.

Садов много, обо всех не расскажешь. Дело в том, что каждый из них несёт немало, пусть и не очень оригинальных, идей, достоин отдельного разговора. Эти идеи, тем не менее, часто решаются свежо, по-своему. Красивы —«Багряная рапсодия» Ирины Жуковой, Анастасии Паршиной, Вероники Белёвой, Анастасии Ермаковой и «Вечность мгновения» Елены Дубновой, Юлии Сизюк и Юлии Сеченовой.

11_IMG_0016  Багряная рапсодия.

12_IMG_9743 Вечность мгновения.

Что касается «Современного сада юрского периода» Анны Лозинской, то я оценил интересную задумку и большую работу по её материализации, но не считаю, что «образ доисторического сада», «лепидодендроны и сигиллярии» удалось отобразить. На деревцах гинкго так и видишь бирки и ценники садового центра, не воспринимаешь их «тогдашними», выразительно читается только арт-объект — скелет доисторического ящера. Не вполне корректно и название. Не скажешь же — «современный питекантроп», когда ведёшь речь о давнем предке человека.

13_IMG_0061 Современный сад юрского периода. Лучший сад в категории «Большие сады».

А оскароносные «Грани сада» Анны Антохиной и Надежды Астаниной, получившие Гран-при, я не дочитал. Не нашёл резкого контраста между регулярным и пейзажным, традиционным и новаторским, «и в старом блещет новизна».

14_IMG_0118         Грани сада. Гран-при конкурса садов.

За мной, - прежде чем колонны любителей пройдут по кривым дорожкам, отмечая про себя контраст зелёной листвы с серебристой, деревьев с закруглённой кроной и деревьев пирамидальной формы, благородные цвета хвои, листьев, цветов с пеной неудачного коктейля, большие и малые сады подверглись досмотру строгого жюри. Возглавил его Мишель Пена, известный тем, что, слава Богу, ударение в его фамилии по французскому обычаю падает на второй слог и тем, что при его таланте, он легко убедил московское и краснодарское руководство «не экономить на парках».

15_IMG_9397                                             Мишель Пена, председатель жюри.

О решениях жюри уже известила дирекция. Мы заранее одобряем приговор жюри по конкурсным садам, но хочется услышать комментарии. Не столько для того, чтобы убедиться в объективности оценок, а, чтобы понять резоны членов жюри. Ведь выставка учит умению читать чужие сады. Не случайно один из членов жюри задолго до заседания провёл группу своих студентов по всем объектам, выслушав их оценки и высказав свои суждения.

Сколько людей, столько и мнений, тот сразу прочитал главное, другой заметил важную деталь, одного впечатляют цвета, другого — формы, одного тянет к растениям, а другому интереснее арт-объекты.

16_IMG_9535  Взгляд. Фрагмент сада.

Наслушавшись других, ловишь себя на том, что сам-то нечто достойное пропустил или недооценил, не так увидел, впопыхах прочитал. Уверен, что каждому думающему садоводу будет интересно и полезно пройтись по выставке, наглядевшись и начитавшись обобщить впечатления, сделать выводы для себя, а затем сравнить их с решениями жюри.

Тому, кто при этом почувствует нехватку садовых знаний, информации или умений, да, впрочем, и всем остальным не помешает посетить «Зелёный лекторий», где будут выступления и мастер-классы «лидеров ландшафтной отрасли». Авторы выставочных садов и экскурсоводы готовы рассказывать и дать ответы на вопросы и даже консультации. Кроме того, на выставке, особенно в выходные, будет много музыки и мороженого.

Уважаемые ЛЮДИ, вас ждут САДЫ на ВДНХ!

Фестиваль проходит на открытой площадке перед павильоном №75

11–27 августа 2017 года с 10:00 до 22:00.

Стоимость билета — 400 рублей.
Для школьников, студентов дневных форм обучения и пенсионеров стоимость льготного билета — 200 рублей. Семейный билет на 4-х человек — 900 рублей.

 

Александр РЕБРИК, главный редактор «Вестника садовода».

Фото Лины МАЦУК.